Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-02-04
Аннотация: Статья посвящена двум основным проблемам. С одной стороны, это отклик печатных СМИ на предстоящее событие – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. С другой стороны, это возможности дидактической интерпретации жанра политического портрета в системе преподавания русского языка как иностранного. С точки зрения автора, в настоящее время можно говорить о медиатопике «Великая Отечественная война», который имеет множественную жанровую дифференциацию. С данным медиатопиком соотносятся биографические жанры, и прежде всего – биографии военачальников, высших руководителей страны и рядовых участников войны. Кроме этого, в структуру медиатопика входят мемуарные жанры, жанр портретного очерка и полемические жанры: «Опровержение», «Точка зрения», «Обсуждение». В связи с попытками пересмотра итогов войны и фальсификации истории получил второе рождение и такой жанр, как «Порицание» (отповедь, филиппика). В рамках медиатопика «Великая Отечественная война» активно используются также жанры «Интервью», «Прогноз», «Заметка», «Расследование», «Кинорецензия» и ряд других текстовых форм, способствующих пополнению жанрового корпуса. Автор статьи считает, что богатейший материал СМИ имеет широкие возможности для дидактической интерпретации, и прежде всего – с целью преподавания русского языка как иностранного. Необходимость включения материала о Великой Отечественной войне в учебные пособия по РКИ обусловлена, в том числе, отсутствием или недостаточностью информации о крупнейших российских политиках прошлого и настоящего, что ведет к формированию неполных или искаженных представлений о России. Сказанное возможно восполнить посредством учебных пособий специализированного типа, которые преподаватель может использовать как полностью, так и по частям. В качестве образца в статье представлены фрагменты такого пособия (выдержки из биографий А. Н. Косыгина и А. Микояна, посвященные их деятельности во время Великой Отечественной войны), реализующие две стратегии – информирующую и обучающую. С опорой на трактовку языковой компетенции Ю. Апресяна автор статьи представил систему обучающих заданий к этим текстам, способствующую формированию не только навыков говорения, слушания, письма и чтения, но и системного фонда знаний о российских политиках ХХ и ХХI веков.
Ключевые слова: Медиатопик; Великая Отечественная война; жанр; политический портрет; дидактическая интерпретация.

Для цитирования:

Руженцева, Н. Б. Политический портрет в структуре медиатопика «Великая отечественная война» (дидактический аспект) / Н. Б. Руженцева // Педагогическое образование в России. – 2020. – №2. – С. 29-35. DOI 10.26170/po20-02-04.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.