Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-05-18
Аннотация: В статье затрагивается глобальная проблема совершенствования и модернизации системы профессиональных квалификаций в России. Данное направление в последние годы определено правительством Российской Федерации как приоритетное в сфере образования и взято под контроль президентскими структурами и лично В. В. Путиным. Далее, определяя проблемное поле исследования, авторы указывают на важность пересмотра подходов к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в системе специального и инклюзивного образования. Для создания таких основных и дополнительных профессиональных программ очень важны глубокие фундаментальные научные знания в области специальной педагогики, психологии и медицины, теоретические представления о проблемах здоровья, жизнеобеспечения и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и высокое владение профессиональными навыками для оказания им и их близкому окружению разносторонней помощи. Также основополагающим аспектом представляются образовательные стандарты, ориентирующие разработчиков не только на содержание обучения, его организацию, кадровое и финансовое обеспечение, но и на юридическое, нормативно-правовое сопровождение самого процесса учебной деятельности, что важно в рамках обеспечения всем категориям детей с ОВЗ качественного образования, соответствующего их паспорту здоровья и индивидуальным потребностям. В статье указывается, что на современном этапе среди приоритетных направлений выделяется подготовка педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения для системы оказания ранней комплексной помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии и их семьям. Одной из основных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их нозологии нарушений, является потребность в раннем начале диагностических и коррекционно-развивающих мероприятиях по выявлению и преодолению задержек различных линий развития. Задержка коммуникативного развития характерна для любой категории детей с особыми образовательными потребностями, что обусловливает пересмотр существующих тенденций организации диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий в рамках оказания логопедической помощи детям первых лет жизни. В статье рассматривается инновационная технология оценки уровня коммуникативного развития детей раннего возраста с различными отклонениями развития, и кратко определяются стратегии последующей логопедической работы по формированию основ общения в зависимости от уровня коммуникативных возможностей детей. Данная технология представляется важным прогрессивным дополнением в рамках программ подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации, что апробировал в данном направлении институт специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Данная технология включена в программы магистратуры, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации данного образовательного учреждения высшего звена, что дало возможность расширить профессиональные компетенции обучающихся. Подводя итог, авторы подчеркивают важность своевременного реагирования системы высшего образования и дополнительного профессионального образования на современные тенденции и изменяющиеся социальные условия нашего общества.
Ключевые слова: Ранний возраст; младшие дошкольники; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; коммуникативные возможности; коммуникативное развитие; подготовка педагогических кадров; педагогические кадры; специальная педагогика; переподготовка педагогов; повышение квалификации; профессиональная переподготовка; курсы повышения квалификации.

Для цитирования:

Григоренко, Н. Ю. О внесении прогрессивных дополнений в программы подготовки, профпереподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы ранней помощи детям с ОВЗ / Н. Ю. Григоренко, Ю. Е. Вятлева, Ю. А. Покровская // Педагогическое образование в России. – 2020. – №5. – С. 154-161. DOI 10.26170/po20-05-18 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.