Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-05-09
Аннотация: В статье раскрываются некоторые особенности овладения грамматикой русского языка иноязычными обучающимися (на примере освоения грамматических категорий имени существительного). Изучив нормативно-правовые документы, регулирующие обучение детей-мигрантов, авторы определили направления, которые необходимо учитывать при формировании содержания образовательной программы обучения в ДОУ и начальной школе. При этом сам процесс русскоязычного образования обучающихся-мигрантов должен основываться на системном принципе, поскольку в основе обучения лежит общий коммуникативно-когнитивный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Более подробно раскрыта работа над грамматическим строем русской речи у иноязычных дошкольников и младших школьников, поскольку именно грамматика выступает основой овладения любым языком. Определяющим направлением в этой работе, начиная с дошкольного возраста, является овладение грамматикой имени существительного, такими категориями, как одушевленность / неодушевленность, род, число, предложно-падежные формы и т. д. Авторы выделяют группы приемов наблюдения над грамматическими признаками имени существительного и введения их в речевую практику: 1) включение речевых образцов использования имен существительных в учебные коммуникативные ситуации; 2) имитативные упражнения с грамматическим материалом; 3) трансформация речевых оборотов с целью правильного их использования в речи; 4) самостоятельные ответы на вопросы педагога или обучающихся-носителей языка. При знакомстве обучающихся-мигрантов с грамматикой имени существительного авторами учитываются следующие методические принципы: 1) коммуникативно-ориентированный; 2) концентрический; 3) комплексный и 4) принцип систематичности. Описывая особенности изучения грамматики имени существительного иноязычными обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста, авторы отмечают важность одновременного овладения смыслом и функцией грамматического явления как основы активного изучения грамматики.
Ключевые слова: Иноязычные обучающиеся; дети-мигранты; грамматическая работа; имена существительные; существительные; русский язык как иностранный; начальное обучение русскому языку; дошкольники; дошкольные образовательные организации; начальная школа; младшие школьники.

Для цитирования:

Краева, А. А. Особенности овладения грамматическим строем речи иноязычными дошкольниками и младшими школьниками (на примере имени существительного) / А. А. Краева, С. Е. Привалова // Педагогическое образование в России. – 2020. – №5. – С. 87-94. DOI 10.26170/po20-05-09.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.