Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_16
Аннотация: Ставя перед собой задачу создания комфортного и удобного городского пространства, современные ученые-психологи изучают такие явления, как «пространственное сознание», «пространственное картографирование», «пространственные способности», «навигационные стратегии», «средовое знание», «поиск пути» и др. ключевые понятия когнитивного направления психологии предметно-пространственной среды. Большая часть данных понятий широко распространена в зарубежных исследованиях, но недостаточно представлена в отечественной литературе. Центральный конструкт – «навигационная стратегия» – является одним из наиболее «популярных» по степени дифференцирования содержания, а наиболее значимой для психологов является группа исследований, посвященная изучению влияния индивидуально-психологических факторов субъектов на формирование навигационных стратегий и построение маршрутов. Принимая во внимание ключевую значимость культурно-исторических условий среды, множественные исследования зарубежных ученых не могут давать полную картину, применимую к актуальным российским реалиям. Поэтому целью данной статьи явилось выявление эмпирическим путем особенностей навигационных стратегий молодых людей в среде крупного мегаполиса на примере города Екатеринбурга. Исследование было проведено в рамках лабораторного эксперимента с применением айтрекера Tobii Pro Spectrum с демонстрацией электронной карты города Екатеринбурга. Респондентам предлагалось с учетом передвижения пешком проложить путь от начальной точки маршрута к конечной точке путем перемещения взгляда по карте. В эксперименте приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 26 лет, из них 40% мужчин, 60% женщин с разным опытом взаимодействия с реальной средой Екатеринбурга. Полученные результаты были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных: дескриптивная статистика, сравнительный анализ. Результаты исследования позволили сделать вывод, что факторы пола и опыта проживания в среде мегаполиса не имеют определяющего значения для выбора траектории движения между начальной и конечной точками маршрута. Построение пеших маршрутов в городской среде происходит при условии их упрощения и привязке движения к основным и крупным улицам и транспортным схемам, а оптимизация маршрута под пешее прохождение не свойственна большинству респондентов. Кроме этого, были выявлены характерные тенденции в навигационных стратегиях молодежи: дискретность знаковых объектов городской среды и их приоритет по отношению маршрутов, тяготение при построении маршрутов к границам районов, схемам транспортного движения, основным улицам мегаполиса, ориентация на параллельно-перпендикулярную уличную структуру даже в случае наличия диагональных путей передвижения.
Ключевые слова: молодежь; городская среда; навигационные стратегии; поиск пути; оптимальные маршруты; когнитивная картография; средовое знание
Abstract: Setting themselves the task of creating a comfortable and convenient urban space, modern psychologists study such phenomena as “spatial consciousness”, “spatial mapping”, “spatial abilities”, “navigation strategies”, “environmental knowledge”, “pathfinding”, etc. key concepts of the cognitive direction of the psychology of the subject-spatial environment. Most of these concepts are widespread in foreign studies, but insufficiently represented in domestic literature. The central construct – “navigation strategy” is one of the most “popular” in terms of the degree of content differentiation, and the most significant group of studies for psychologists is a group of studies devoted to studying the influence of individual psychological factors of subjects on the formation of navigation strategies and building routes. Taking into account the key importance of the cultural and historical conditions of the environment, multiple studies by foreign scientists cannot provide a complete picture applicable to current Russian realities. Therefore, the purpose of this article was to empirically identify the features of the navigation strategies of young people in the environment of a large metropolis using the example of the Ekaterinburg. The study was carried out as part of a laboratory experiment using the Tobii Pro Spectrum eye tracker with a demonstration of an electronic map of the Ekaterinburg. The respondents were asked, taking into account the movement on foot, to pave the way from the starting point of the route to the final point by moving their eyes across the map. The experiment involved 30 people aged 19 to 26 years, of which 40% are men, 60% are women with different experience of interacting with the real environment of Ekaterinburg. The results obtained were processed using the methods of mathematical and statistical data analysis: descriptive statistics, comparative analysis. The results of the study made it possible to conclude that the factors of gender and experience of living in a metropolitan environment are not decisive for the choice of the trajectory of movement between the starting and ending points of the route. The construction of walking routes in an urban environment occurs subject to their simplification and linking traffic to the main and major streets and transport schemes, and the optimization of the route for walking is not typical for the majority of respondents. In addition, characteristic tendencies in the navigation strategies of young people were identified: the discreteness of iconic objects of the urban environment and their priority in relation to routes, gravitation when building routes to the boundaries of districts, traffic patterns, main streets of the megalopolis, orientation towards a parallel-perpendicular street structure even in the case of the presence of diagonal paths of movement.
Key words: young people; urban environment; navigation strategies; path finding; optimal routes; cognitive cartography; environmental knowledge

Для цитирования:

Матвеева, А. И. Навигационные стратегии при ориентации молодежи в среде мегаполиса / Л. В. Матвеева, О. В. Кружкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 137-144. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_16.

For citation

Matveeva, A. I., Kruzhkova, O. V. (2022). Navigation Strategies for Orientation of Young Adults in the Environment of Megalopolis // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 137-144. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.