Файл статьи: PDF
Аннотация: В современном обществе один из основных вопросов психологии образования заключается в том, какие личностные особенности способны определять успех в учебной деятельности, какие качества обеспечивают способность к обучаемости? Целью нашего исследования являлось изучение и обоснование связи метакогнитивной включенности с показателем обучаемости в юношеском возрасте, а также выявление связи метакогнитивной включенности с универсальными компетенциями (или компетенциями «4К») и показателем академической успеваемости. Исследование проводилось с использованием следующих методик: опросник «Метакогнитивная включенность в деятельность»; тест структуры интеллекта Амтхауэра; вербальный тест Ясюковой для оценки нестандартности мышления; тест Фидлера – Ясюковой для диагностики коммуникативных установок; тест оценки критического мышления Л. Старки в адаптации Е. Л. Луценко; методика диагностики готовности к сотрудничеству в совместной деятельности Курунова, а также показатель академической успеваемости. Результаты исследования показали наличие связи компонентов метакогнитивной включенности (декларативные, условные знания, стратегия контроля) у лиц с наиболее высоким уровнем обучаемости. Показатель академической успеваемости обнаружил выраженную связь с метакогнитивной включенностью. Выявлена связь метакогнитивной включенности с «4К» компетенциями. Авторами впервые рассмотрена связь компонентов метакогнитивной включенности с обучаемостью как общей способностью. Выявлено, что у лиц со средним и низким уровнями обучаемости связь показателей метакогнитивной включенности и обучаемости отсутствует, тогда как у лиц с наиболее высоким уровнем обучаемости данная связь выражена по ряду компонентов, что, по мнению авторов, обуславливает способность к обучаемости у группы лиц юношеского возраста. В соответствии с результатами исследования авторы приходят к выводу о необходимости формирования метакогнитивных навыков с целью повышения их уровня обучаемости.
Ключевые слова: метапознание; метакогнитивная включенность; учебная деятельность; обучаемость; универсальные компетенции; юношеский возраст; психология обучения
Abstract: In modern society, one of the main questions of the psychology of education is what personality traits can determine success in educational activities, what qualities provide the ability to learn? The purpose of our study was to study and substantiate the relationship of metacognitive inclusion with the learning index in high school children, at the same time, the task was to identify the relationship of metacognitive inclusion with “4K” competencies and the indicator of academic performance. The study was conducted using the following methods: questionnaire “Metacognitive involvement in activity”; Amthauer’s intelligence structure test; Yasyukova’s verbal test to assess non-standard thinking; Fiedler – Yasyukova test to diagnose communicative attitudes; L. Starkey’s critical thinking assessment test in adaptation by E. L. Lutsenko; Kurunov’s method of diagnosing readiness for cooperation in joint activities, and also an indicator of academic performance. The results of the study showed the presence of a link between the components of metacognitive inclusion (declarative, conditional knowledge, control strategy) in individuals with the highest level of learning ability. The academic performance indicator found a pronounced connection with metacognitive inclusion. The connection of metacognitive involvement with “4K” competencies has been revealed. The authors for the first time considered the relationship of the components of metacognitive inclusion with learning ability as a general ability. It was revealed that in people with medium and low levels of learning, there is no relationship between metacognitive inclusion and learning ability, whereas in people with the highest level of learning, this relationship is expressed in a number of components, which, according to the authors, determines the ability to learn in a group of people of high school age. In accordance with the results of the study, the authors conclude that it is necessary to form metacognitive skills in order to increase their level of learning.
Key words: metacognition; metacognitive involvement; educational activity; learnability; universal competencies; adolescence; psychology of learning

Для цитирования:

Мельникова, М. Л. Связь показателей метакогнитивной включенности, универсальных компетенций и обучаемости в юношеском возрасте / М. Л. Мельникова, Л. А. Максимова, О. А. Чикова, Ю. Р. Богданчикова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 198-207.

For citation

Melnikova, M. L., Maksimova, L. A., Chikova, O. A., Bogdanchikova, Yu. R. (2022). Relationship of Indicators of Metacognive Inclusion, Universal Competences and Learning at Adolescent Age // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 198-207.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.