Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование посвящено проблеме музыкально-педагогической подготовки студентов в оркестровом классе колледжа искусств. Целью исследования является описание разработанной методики формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе, включающей коммуникационный, учебный и репетиционно-оценочный этапы. Для каждого этапа определены свои задачи, а также формы и методы работы со студентами. На коммуникационном этапе методики применялись проблемно-поисковый метод, метод викторины, интервью; использовались формы реального и виртуального посещения концертов, творческой встречи, мастер-класса. На учебном этапе методики применялись методы: ролевой игры, творческих заданий, экспозиционной реконструкции, метод ошибок, метод оценки работы студентов. Применяемые методы реализовывались в следующих формах проведения занятия: групповой, в форме видеозанятия, репетиции. В ходе репетиционно-оценочного этапа применялись методы: творческий, экспертных оценок, метод рокировки, метод рефлексивного эссе. Данные методы реализовывались в формах самостоятельной репетиционной работы и мини-концерта. В статье приведен анализ научной литературы по проблеме исследования, уточнено понятие «готовность к педагогической деятельности на занятиях оркестрового класса у студентов колледжа искусств», обозначены подходы к разработке методики: аксиологический, деятельностный, интегративный. Основным результатом описываемого исследования является то, что студенты научились осуществлять эффективную коммуникацию на уровне художественного общения с музыкальным произведением и на уровне общения с оркестрантами в процессе репетиционной работы. Они стали объективно оценивать ошибки и положительные моменты репетиционной работы, научились применять целесообразные способы осуществления репетиционной работы с учетом специфики музыкального произведения и особенностей оркестрового коллектива. Благодаря этому у них повысился исполнительский уровень музыкальных произведений. Практические результаты исследования также проявились в разработке заданий для студентов по реализации их на занятиях оркестрового класса, способствующих формированию у них готовности к педагогической деятельности. Реализация данной методики на практике представляется важным и перспективным направлением формирования готовности к педагогической деятельности у студентов колледжа искусств, так как дает им возможность осознать и актуализировать в рамках оркестрового класса педагогические компетенции, получить ценностный, аналитический, методический, практический, оценочно-рефлексивный опыт работы с оркестровым коллективом.
Ключевые слова: готовность к педагогической деятельности; педагогическая деятельность; студенты; колледжи искусств; инструментальное исполнительство; оркестровые классы
Abstract: The study is dedicated to the problem of musical and pedagogical training among the students of the College of Arts during “orchestra class” lessons. The aim of that research is description of developed methods of formation of readiness for pedagogical activity among the students of the College of Arts during “orchestra class” lessons, including communicative, study and rehearsal evaluation stages. For every stage its own tasks, forms and methods are highlighted. At the communicative stage research and problem-solving technique, quiz technique, interviews were applied; real and virtual forms of concerts attendance, meeting with artists, workshops were used. At the study stage the following methods were used: role-play, сreative tasks, exposition reconstruction method, error method, assessment of students’ work method. Those methods were realized in the next forms of conducting lessons: group work form, video form lesson, rehearsal form. At the rehearsal evaluation stage methods were the following: creative method, expert evaluation method, castling method, reflexive personal statement method. The methods were interpreted in forms of independent rehearsal work and mini-concerts. In the course of the article analysis of the research papers is presented, the notion of “readiness for pedagogical activity among the students of the college of arts during ‘orchestra class’ lessons” has been clarified, the approaches to the methods of formation are specified, such as axiological, activity and in-tegrative. The main result of the study is that students have learned how to efficiently communicate at the level of artistic dialogue with the musical pieces and at the level of communication with members of the orchestra during rehearsal work. They are able to assess errors and positive points of the rehearsal work objectively, to apply viable rehearsal work techniques taking into account specific features of musical pieces and orchestra peculiarities. Thanks to it their performance level has been improved. Practical results of the study are described in development of the tasks for students and their future realization during “orchestra class” lessons, which are contributing to the formation of the readiness for pedagogical activity. The implementation of the methods seems important and perspective direction in the formation of the readiness for pedagogical activity among the students of the college of arts, because it gives them an opportunity to understand and to clarify pedagogical competencies within “orchestra class” lessons and to receive values based, analytical, methodical, practical, evaluating and reflexing experience of working with orchestra.
Key words: readiness for pedagogical activity; pedagogical activity; students; art colleges; instrumental performance; orchestra classes

Для цитирования:

Овсянникова, О. А. Методика формирования готовности к педагогической деятельности студентов колледжа искусств на занятиях в оркестровом классе / О. А. Овсянникова, А. И. Зеньков. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 160-170.

For citation

Ovsyannikova, O. A., Zenkov, A. I. (2022). Technique of Formation of the Readiness for Pedagogical Ac-tivity among the Students of the College of Arts During “Orchestra Class” Lessons // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 160-170.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.