Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_14
Аннотация: В статье обосновывается необходимость комплексного рассмотрения вопросов адаптационного обучения различным дисциплинам в техническом вузе, в том числе иностранному языку. Адаптационное обучение представлено как одно из условий успешного протекания дидактического адаптационного процесса у студентов-первокурсников. В частности, для достижения целей повышения языковой подготовки студентов предлагается включать адаптационные программы обучения иностранному языку в образовательные планы инженерных вузов. Однако теоретические основы адаптационного обучения иностранному языку в техническом вузе разработаны пока еще недостаточно. К настоящему времени не определено единообразное толкование самой категории «адаптационное обучение иностранному языку». Таким образом, цель исследования – расширить понятийно-категориальный аппарат профессионального образования посредством включения категории «адаптационное обучение иностранному языку» в понятийное поле, охватывающее процесс подготовки инженерных специалистов в высших учебных заведениях, и определения общих универсальных характеристик изучаемого феномена. Методы исследования: контент-анализ литературы, метод формальной логики, метод двухуровневой триадической дешифровки категорий. Результаты: произведена двухуровневая триадическая дешифровка категории «адаптационное обучение иностранному языку». Использование этого категориального метода позволило построить и сформулировать наиболее полное и точное определение и отразить сущность исследуемого феномена. Полученное определение поможет в дальнейшем выявлять некорректность определений в понятийном поле «адаптационное обучение» и придерживаться единого подхода к осознанию сущности этого педагогического явления. Уточненное определение позволит также понять особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе более полно, что будет способствовать качественной организации педагогического сопровождения различных адаптационных курсов в технических вузах
Ключевые слова: адаптация; адаптационное обучение; иностранный язык; технический вуз; категориально-системная методология; метод двухуровневой триадической дешифровки
Abstract: The article substantiates the necessity of comprehensive consideration of the issues of adaption training in various disciplines in a technical university, including a foreign language. Adaptation training is presented as one of the conditions of successful didactic adaptation process of first-year students in a technical university. In particular, the inclusion of foreign language adaptation training programs in the educational programs of engineering universities is proposed to achieve the goals of improving the language training of students. However, the theoretical foundations of adaption foreign language instruction in universities have not yet been sufficiently developed. To date, there is no universal interpretation of the category “foreign language adaptation training”. Thus, the aim of the study is to expand the conceptual and categorical apparatus of professional education by including foreign language adaptation training in the process of engineering specialists’ training in higher educational institutions and defining general universal characteristics of the phenomenon under study. Research methods: content analysis of literature, method of formal logic, two-level triadic method. Results: two-level triadic method of the category “foreign language adaptation training” was performed. The categorical method allowed to build and formulate the most complete and precise definition and to reflect the essence of the phenomenon under study. The definition of the category will help to further identify incorrect definitions in the conceptual field of “adaptation training” and define a unified approach to the awareness of the essence of this pedagogical phenomenon. The constructed definition will also allow to understand the process of students’ adaptation to studying at the university more fully, which will contribute to the qualitative organization of pedagogical support of various adaptation courses in technical universities
Key words: adaptation; adaptation training; foreign language; technical university; categorical and system methodology; two-level triadic method

Для цитирования:

Маркова, Н. А. Конструирование дефиниции категории «адаптационное обучение иностранному языку» методом двухуровневой триадической дешифровки / Н. А. Маркова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – № 5. – С. 119- 132. – DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_14 // Педагогическое образование в России. – 2022. – №5. – С. 119-132. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_14.

For citation

Markova, N. A. (2022). Constructing the Definition of “Foreign Language Adaptation Training” Category by Two-Level Triadic Method. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 119-132. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_14 // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №5. – P. 119-132. DOI 10.26170/2079-8717_2022_05_14.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.