Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью написания данной статьи является изучение особенностей обучения межкультурной коммуникации студентов языкового вуза. Ввиду недостаточности знаний студентов о культурных особенностях той или иной страны, осуществление реальной коммуникации с представителями другой страны нередко вызывает сложности. Авторы статьи рассматривают процесс формирования межкультурной компетенции как комплексную, практико-ориентированную подготовку посредством метода межкультурного тренинга, в задачи которого входят предоставление информации о другой культуре, развитие коммуникативных умений, а также корректного отношения к особенностям разных культур и т. д. В рамках исследования данные задачи решались посредством культурно-неспецифического интерактивного и информационного тренингов (по классификации Х.-Ю. Люзебринка). Данный формат подходит, если студенты не нацелены на общение с какой-то одной определенной культурой, а участвуют в проектах с представителями разных стран. Тренинг представляет собой совокупность трех основных блоков: теоретический, в котором обучающиеся посредством упражнений узнают об особенностях культуры разных стран; практический, который представляет собой аналитическую работу и ролевую игру в рамках условного межкультурного взаимодействия; и самоанализ, что является вспомогательным инструментов для обучающихся в ходе формирования выводов относительно своих текущих ощущений и зон роста. Разработанный комплекс тренинговых упражнений был внедрен в курс обучения студентов института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета, которые после прохождения тренинга приняли участие в международном проекте. Результаты показывают, что процент тех обучающихся, кто чувствует себя уверенно во время межкультурного взаимодействия, увеличился, что дает возможность утверждать об эффективности подготовки к межкультурной коммуникации посредством межкультурного тренинга.
Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетенция; глобализация; коммуникация; межкультурная коммуникация; метод тренинга; методика преподавания английского языка в языковом вузе; межкультурный проект
Abstract: This article aims at studying the features of teaching intercultural communication to students of a linguistic university. Due to the insufficient knowledge of students about the cultural characteristics of a particular country, the implementation of real communication with representatives of another country often causes difficulties. The authors of the article consider the process of forming intercultural competence as a comprehensive, practice-oriented preparation of students through the method of intercultural training, which is aimed at providing information about another culture, developing communicative skills, as well as correct attitude to the peculiarities of different cultures, etc. Within the framework of the research, these goals were achieved through culturally non-specific interactive and informational trainings (according to the classification of H.-Y. Luzebrink). This format is suitable if students do not aim to communicate with any particular culture, but participate in projects with representatives of different countries. The training is a combination of three main parts: theoretical, in which students learn about the peculiarities of the culture of different countries through exercises; practical, which includes analytical work and role-play within the framework of conditional intercultural interaction; and reflection, which is an auxiliary tool for students to form conclusions about their current feelings and areas of progress. The developed set of training exercises was introduced into the educational course for students of the institute of foreign languages in the Ural State Pedagogical University, who after completing the training, took part in an international project. The results show that the percentage of those students who feel confident during intercultural interaction has increased, which makes it possible to assert the effectiveness of preparing for intercultural communication by means of intercultural training.
Key words: intercultural communicative competence; globalization; communication; intercultural communication; method of training; English language teaching methodology; intercultural project

Для цитирования:

Старкова, Д. А. Тренинг как средство развития межкультурной компетенции студентов языкового вуза (на материалах английского языка) / Д. А. Старкова, А. Н. Мурзич, Д. А. Тронина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №2. – С. 133-145.

For citation

Starkova, D. A., Murzich, A. N., Tronina, D. A. (2023). Training as a Means of Developing Intercultural Competence of Linguistic University Students (Based on the Materials of the English Language) // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №2. – P. 133-145.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.