Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются причины и механизмы появления нецензурной лексики в детской речи. Представлено определение понятия «обсценная лексика». Сделан исторический экскурс, в рамках которого определено несколько версий происхождения обсценной лексики на Руси, являющихся спорными и вызывающих дискуссию различных специалистов в области лингвистики. В частности, рассмотрено активное использование такой специфической лексики в языческих обрядах, где эти слова имели мистический, религиозный смысл, и отмечаются резкая смена отношения к данным словам и нагрузка их негативным смыслом при введении христианства на Руси. Акцентировано внимание на использовании бранных слов в кинематографе, литературном творчестве. Представлена версия, рассматриваемая психологами, отражающая эмоционально-оценочную функцию нецензурной лексики в рамках стрессовых ситуаций, ситуаций с высоким эмоциональным накалом. Определена психологическая значимость применения нецензурных слов в речи подростками, так называемая версия «взросления». Подробно представлен механизм возникновения и закрепления нецензурных слов в раннем детском лексиконе, когда случайно услышанное специфическое слово и повторенное малышом вызывает яркую негативную реакцию со стороны взрослых, тем самым закрепляя в формирующейся детской психике интерес к непонятному слову, находящемуся под запретом. Также рассмотрены версии появления и закрепления такого специфического лексикона в формирующейся речи детей с проблемами в развитии, с инвалидностью (как вариант – применение нецензурных слов при защите от агрессивно настроенных сверстников в школе в случаях буллинга). В завершении статьи приводятся возможные пути пресечения появления в лексиконе детей с нормотипичным и отклоняющимся развитием обсценной лексики, рассмотрены возможные методы конструктивного решения данной проблемы, в частности глубинного изменения психологической обстановки и речевой среды в рамках семейного воспитания, повышения значимости личности ребенка в его ближайшем социальном окружении, что наиболее конструктивно осуществляется при взаимодействии ребенка и его семьи со специалистами психологического профиля
Ключевые слова: обсценная лексика; нецензурная лексика; сквернословие; детская речь; развитие речи; дети с отклонениями в развитии; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья
Abstract: The article examines the causes and mechanisms of the appearance of obscene language in children’s speech. The definition of “obscene vocabulary” is presented. A historical excursion has been made, within which several versions of the origin of obscene vocabulary in Rus’ are identified, which are controversial and cause discussion among various specialists in the field of linguistics. In particular, the active use of such specific vocabulary in pagan rituals, where these words carried their mystical, religious meaning, is considered, and a sharp change in attitude towards these words and their loading with negative meaning is noted with the introduction of Christianity in Rus’. Attention is focused on the use of swear words in cinema and literary works. A version is presented, considered by psychologists, reflecting the emotional-evaluative function of obscene language in stressful situations, situations with high emotional intensity. The psychological significance of the use of obscene words in their speech by teenagers, the socalled version of “growing up”, has been determined. The mechanism of the emergence and consolidation of obscene words in the early children’s lexicon is presented in detail, when a specific word accidentally heard and repeated by a child causes a strong negative reaction from adults, thereby consolidating in the developing child’s psyche an interest in an incomprehensible word that is prohibited. Versions of the emergence and consolidation of such a specific vocabulary in the emerging speech of children with developmental problems and disabilities are also considered (as an option, the use of obscene words when protecting themselves from aggressive peers at school in cases of bullying). At the end of the article, possible ways to suppress the appearance in the lexicon of children with normotypical and deviant development of obscene vocabulary are given, possible methods of constructively solving this problem are considered, in particular, profound changes in the psychological situation and speech environment within the framework of family education, increasing the significance of the child’s personality in his immediate social environment , which is most constructively carried out when the child and his family interact with psychological specialists
Key words: obscene vocabulary; obscene language; foul language; children’s speech; speech development; children with developmental disabilities; disabilities; children with disabilities

Для цитирования:

Салимулин, А. А. Причины и механизмы появления обсценной лексики в детской речи у детей с нормотипичным и отклоняющимся развитием / А. А. Салимулин, Н. Ю. Григоренко, С. О. Брызгалова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 227-233.

For citation

Salimulin, A. A., Grigorenko, N. Yu., Bryzgalova, S. O. (2023). Causes and Mechanisms of the Appearance of Obscene Vocabulary in Children’s Speech in Children with Normotypic and Deviant Development // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 227-233.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.