Файл статьи: PDF
Аннотация: Динамика обновления требований общества к профессиональной педагогической деятельности актуализирует задачу научных исследований психологических характеристик, формирование которых будет способствовать саморазвитию педагогов в профессии. Это позволит выявить и развить ресурсы личности педагога как посредника между нарастающим информационным потоком современного мира и обучающимися. Значимым вызовом для современного педагога становится поддержание баланса при передаче предметных знаний и формировании ценностной перспективы обучающихся, что ставит перед ним задачу поиска психологических основ для саморазвития в профессиональной деятельности. Целью исследования стало изучение профессиональной направленности личности педагогов, их удовлетворенности трудом и мотивации деятельности как психологических характеристик саморазвития педагога в профессии. Материал получен в ходе интернет-опроса 839 педагогов, осуществляющих свою деятельность в образовательных организациях разного уровня (детские сады, школы, колледжи, вузы, учреждения дополнительного образования) и проживающих в 11 субъектах Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью пакета диагностических методик, оформленных в сервисе Яндекс.Формы. Это методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (С. Л. Братченко), опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршева), методика для диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. А. Реана). Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. Диагностика показала, что профессиональная направленность личности педагогов, принявших участие в исследовании, характеризуется сформированностью и представленностью в своей структуре всех ключевых аспектов педагогической деятельности, респонденты имеют высокий уровень удовлетворенности своим трудом, отмечается приоритет внутренних мотивов, которые определяют ориентацию на саморазвитие в профессии. В результате сравнительного анализа проявления этих феноменов у педагогов, работающих в образовательных организациях разного уровня, обнаружено, что психологические характеристики саморазвития в профессии проявляются в специфике профилей типов профессиональной направленности личности и мотивации, что связано с особенностями контингента обучающихся, задач обучения, воспитания и развития, а также применяемых методов, методик и технологий педагогической деятельности. В результате обработки эмпирических данных было статистически подтверждено, что у педагогов среднего общего образования наблюдается более низкий по сравнению с другими участниками исследования уровень внутренней мотивации и интегральный показатель удовлетворенности трудом, что может быть проявлением профессиональной усталости, эмоционального выгорания. У педагогов дошкольных образовательных организаций обнаружена более высокая выраженность показателя внешней отрицательной мотивации, которая связана с критикой со стороны руководства и коллег, а также с рисками дисциплинарных взысканий, что может вызывать повышение тревожности и самоконтроля. Регрессионный анализ позволил экспериментально установить отсутствие связи между удовлетворенностью педагогов своим трудом и материальным стимулированием, карьерным ростом, констатацией заслуг. При этом выделены вероятные предикторы, обуславливающие удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью как ключевое условие саморазвития в профессии
Ключевые слова: педагогическая психология; педагоги; педагогическая деятельность; саморазвитие личности; личность педагога; профессиональная направленность личности; мотивация деятельности; удовлетворенность трудом
Abstract: The dynamics of updating society's requirements for professional pedagogical activity actualizes the task of scientific research of psychological characteristics, the formation of which will contribute to the self-development of teachers in the profession. This will make it possible to identify and develop the resources of the teacher’s personality as an intermediary between the growing information flow of the modern world and students. Maintaining a balance in the transfer of subject knowledge and the formation of the value perspective of students becomes a significant challenge for the modern teacher, sets him the task of constant self-development in professional activities. The aim of the study was to study the professional orientation of the personality of teachers, their satisfaction with work and motivation of activity as psychological characteristics of the teacher’s self-development in the profession. The material was obtained during an online survey of 839 teachers who carry out their activities in educational organizations of various levels (kindergartens, schools, colleges, universities, institutions of additional education) and live in 11 subjects of the Russian Federation. Empirical data was collected using a package of diagnostic techniques designed in the Yandex.Forms service. These are the methodology “Assessment of the professional orientation of the teacher’s personality” (S. L. Bratchenko), the questionnaire “Integral job satisfaction” (A. V. Batarsheva), a technique for diagnosing the motivation of professional activity (K. Zamfir, modification by A. A. Rean). The obtained data were processed using methods of mathematical and statistical analysis. The diagnosis showed that the professional orientation of the personality of the teachers who took part in the study is characterized by the formation and representation in their structure of all key aspects of pedagogical activity, the respondents have a high level of satisfaction with their work, the priority of internal motives is noted, which determine the orientation towards self-development in the profession. As a result of a comparative analysis of the manifestations of these phenomena among teachers working in educational organizations of different levels, the psychological characteristics of self-development in the profession are manifested in the specifics of the profiles of types of professional orientation of personality and motivation, which is associated with the peculiarities of the contingent of students, the tasks of training, education and development, as well as the methods used, methods and technologies of pedagogical activity. As a result of processing empirical data, it was statistically confirmed that teachers of secondary general education revealed a lower level of internal motivation and an integral indicator of job satisfaction compared to other study participants, which may be a manifestation of professional fatigue, professional burnout. Teachers of preschool educational organizations have a higher severity of the indicator of external negative motivation, which is associated with criticism from management and colleagues, as well as the risks of disciplinary penalties, which can cause increased anxiety and self-control. Regression analysis allowed us to experimentally establish the absence of a link between teachers’ satisfaction with their work and financial incentives, career growth, and recognition of merit. At the same time, probable predictors are identified that determine the satisfaction of teachers with professional activities as a key condition for self-development in the profession
Key words: pedagogical psychology; teachers; pedagogical activity; personal self-development; personality of the teacher; professional orientation of the individual; motivation of activity; job satisfaction

Для цитирования:

Минюрова, С. А. Психологические характеристики саморазвития педагога в профессии / С. А. Минюрова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 36-46.

For citation

Miniurova, S. A. (2024). Psychological Characteristics Self-Development of a Teacher in the Profession // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 36-46.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.