Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной работе рассматриваются варианты проявления личностных параметров социально-психологической адаптации спортсменов, занимающихся адаптивным спортом и спортом высших достижений. Целью нашего исследования является установление на основе кластерного анализа вариантов соотношения параметров социально-психологической адаптации и связанных с ними показателей свойств личности, отражающихся на уровне социально-психологической адаптации спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Спортивная адаптивная школа № 10» муниципального образования города Краснодар и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Для изучения личных параметров и уровня социально-психологической адаптации мы применили опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, пятифакторный опросник личности, адаптированный А. Б. Хромовым, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева. В результате исследования было установлено, что наличие или отсутствие ограниченных возможностей здоровья не является однозначным предиктором успешности социально-психологической адаптации. В случае спортсменов с ограниченными возможностями здоровья дополнительным фактором для благоприятной социально-психологической адаптации может выступать адаптивный спорт.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура; адаптивный спорт; спорт высших достижений; социально-психологическая адаптация; социальная интеграция; личностные ресурсы; спортсмены с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; спортивная деятельность
Abstract: This paper examines options for the manifestation of personal parameters of sociopsychological adaptation of athletes involved in adaptive sports and elite sports. The purpose of our research is to establish, on the basis of cluster analysis, options for the correlation of parameters of sociopsychological adaptation and related indicators of personality traits that are reflected at the level of socio-psychological adaptation of athletes with disabilities. We carried out our research on the basis of the Municipal budgetary institution of additional education “Sports Adaptive School No. 10” of the municipal formation of the city of Krasnodar and the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. To study personal parameters and the level of socio-psychological adaptation, we used the Rogers Diamond socio-psychological adaptation questionnaire, the five-factor personality questionnaire adapted by A. B. Khromov, and the self-attitude research technique of S. R. Pantileev. In our study, we found that the presence or absence of disabilities in health is not an unambiguous predictor of the success of sociopsychological adaptation. In the case of athletes with disabilities, adaptive sports can be an additional factor for favorable socio-psychological adaptation.
Key words: adaptive physical education; adaptive sports; high-performance sports; socio-psychological adaptation; social integration; personal resources; athletes with disabilities; disabilities; sports activities

Для цитирования:

Полубедова, А. С. Варианты проявления социально-психологической адаптации и ее личностных ресурсов у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Полубедова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №4. – С. 304-312.

For citation

Polubedova, A. S. (2024). Options for the Manifestation of Socio-Psychological Adaptation and Its Personal Resources in Athletes with Limited Health Opportunities // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №4. – P. 304-312.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.