Файл статьи: PDF
Аннотация: Воспитание в духе взаимопонимания и культурного согласия становится одной из важнейших задач системы образования, нацеленной на формирование личности, готовой самореализоваться в современной поликультурной среде. Построение инновационной системы образования, учитывающей национальные и этнокультурные особенности отдельных субъектов Российской Федерации, предопределяет актуальность поставленной проблемы. Анализ опыта реализации полилингвальной модели поликультурного образования в отдельных субъектах РФ позволил выделить разные модели полилингвального образования. Целью данного исследования является диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся в условиях полилингвизма. В рамках исследования проведена диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции на русском, родном и иностранном языках обучающихся 4 и 8 классов общеобразовательных организаций, реализующих полилингвальную модель поликультурного образования, а также школ, потенциально готовых к ее внедрению, с использованием тестов по русскому, родным (абазинскому, балкарскому, башкирскому, кабардинскому, карачаево-балкарскому, осетинскому, татарскому, чеченскому и якутскому) и иностранному (английскому) языкам в регионах РФ. Проведенная корреляция уровней владения языками обучающихся позволила сделать следующие выводы: 1) диагностика уровня владения русским языком обучающимися показала положительный результат, что объясняется статусом русского языка как основного средства коммуникации в школьной и внеурочной среде обучающихся; 2) доминирование в качественных показателях уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся школ полилингвального типа по родному, русскому и английскому языкам объясняется более высокой мотивацией обучающихся к изучению лингвистических дисциплин, возможностью и необходимостью сопоставления разных языков, однородностью национального состава класса, наличием адаптированного к работе в условиях полилингвальности кадрового состава и методическим обеспечением. Анализ сформированности у обучающихся коммуникативной компетенции на русском, родном и иностранном языках показал, что реализация полилингвальных моделей в средней школе способствует формированию полилингвальной личности, позволяет изучать учебный материал средствами нескольких языков, не снижая в целом качественный показатель обучения.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции; полилингвальное образование; русский язык; родной язык; иностранный язык; школьники; общеобразовательные учебные заведения; поликультурная образовательная среда; полилингвизм; полилингвальные школы; модели полилингвального образования; уровни сформированности
Abstract: Education in the spirit of mutual understanding and cultural harmony is becoming one of the most important tasks of the education system aimed at forming a personality ready to self-actualize in a modern multicultural environment. The construction of an innovative education system that takes into account the national and ethnocultural characteristics of certain subjects of the Russian Federation determines the relevance of the problem. The analysis of the experience of implementing the multilingual model of multicultural education in a number of subjects of the Russian Federation allowed us to identify different models of multilingual education. The purpose of this study is to diagnose the level of formation of students’ communicative competence in the context of multilingualism. The level of formation of communicative competence in Russian, native and foreign languages of students in grades 4 and 8 of general education organizations implementing a multilingual model of multicultural education, as well as of schools potentially ready for its implementation, were diagnosed: tests in Russian, native (Abaza, Balkar, Bashkir, Kabardian, Karachay-Balkar, Ossetian, Tatar, Chechen and Yakut) and foreign (English) languages were conducted in the regions of the Russian Federation. Correlation of students’ language proficiency allowed us to draw the following conclusions: 1) diagnosis of the level of Russian language proficiency showed a positive result, which is explained by the status of the Russian language as the main means of communication in the school and extracurricular environment of students; 2) the dominance in qualitative indicators of the level of formation of communicative competence of students of multilingual schools in their native, Russian and English languages is explained by the higher motivation of students to study linguistic disciplines, the possibility and necessity of comparing different languages, the homogeneity of the national composition of the class, the availability of personnel adapted to work in conditions of multilingualism, and methodological support. The analysis of the formation of students’ communicative competence in Russian, native and foreign languages has shown that the implementation of multilingual models in secondary school contributes to the formation of a multilingual personality, allows learning educational material using several languages without reducing the overall quality of learning.
Key words: communicative competencies; multilingual education; Russian language; native language; foreign language; schoolchildren; comprehensive educational institutions; multicultural educational environment; multilingualism; multilingual schools; models of multilingual education; levels of development

Для цитирования:

Буркова, Т. А. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся в условиях полилингвизма (на примере полилингвальных школ субъектов Российской Федерации) / Т. А. Буркова, Р. М. Иксанова, З. Р. Киреева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 92-106.

For citation

Burkova, T. A., Iksanova, R. M., Kireeva, Z. R. (2024). The Formation of Students’ Communicative Competence in the Context of Multilingualism (on the Example of Multilingual Schools of the Subjects of the Russian Federation) // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 92-106.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.