Архив журнала
Дидактический потенциал материала об истории России в школьных учебниках русского языка
- 19
- Файл статьи: PDF
Аннотация: На материале учебников русского языка и русского родного языка, адресованных учащимся 5–6 классов общеобразовательных организаций и подготовленных отечественными авторами, установлен дидактический потенциал используемого исторического материала (сведения об исторических событиях, деятелях, артефактах и т. д.) в лингвистическом, этическом и методическом аспектах. Лингвистический аспект предполагает рассмотрение фактов взаимосвязи исторического развития России и русского языка, а также актуализацию лингвокультурных феноменов. Этический аспект подчеркивает нравственное, аксиологическое и воспитательное значение исторического материала для языкового образования. Методический аспект касается методов, приемов, способов и инструментов презентации исторического материала о России на уроках русского языка (в том числе русского языка как родного). В качестве результатов исследования отмечаются две выявленные в учебниках русского языка стратегии представления исторического прошлого и настоящего России: эксплицитная (прямая, непосредственная) и имплицитная (косвенная, опосредованная). Определены разные форматы косвенной презентации истории России в учебниках русского языка для школьников 5–6 классов: исторические события освещаются посредством произведений разных видов искусства (словесного и изобразительного).
Ключевые слова: образовательный дискурс; русский язык; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; учебники русского языка; школьные учебники; учебный материал; коммеморация; исторические материалы; история России; исторические артефакты; имена собственные; ономастика; интегрированные уроки
Abstract: The didactic potential of the used historical material (information about historical events, figures, artefacts, etc.) in the linguistic, ethical methodical aspect is established on the material of Russian language and Russian mother tongue textbooks addressed to pupils of 5-6 grades of general educational organisations and prepared by domestic authors. The linguistic aspect implies the consideration of the facts of interrelation between the historical development of Russia and the Russian language, as well as the actualisation of linguocultural phenomena. The ethical aspect emphasises the moral, axiological and educational significance of historical material for language education. The methodological aspect concerns the methods, techniques, ways and tools of presenting historical material about Russia in Russian language lessons (including Russian as a native language). As the results of the study, two strategies of presenting the historical past and present of Russia identified in Russian language textbooks are noted: explicit (direct, immediate) and implicit (indirect, mediated). Different formats of indirect presentation of Russian history in Russian language textbooks for pupils of grades 5-6 are defined: historical events are covered by means of works of different kinds of art (verbal and visual).
Key words: educational discourse; Russian language; methods of teaching Russian; methods of Russian language in school; Russian language textbooks; school textbooks; teaching material; commemoration; historical materials; history of Russia; historical artifacts; proper names; onomastics; integrated lessons
Для цитирования:
Еремина, С. А. Дидактический потенциал материала об истории России в школьных учебниках русского языка / С. А. Еремина, Е. В. Дзюба. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 107-117.
For citation
Eremina, S. A., Dziuba, E. V. (2024). Didactic Potential of Material on the History of Russia in School Textbooks of the Russian Language // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 107-117.