Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки специалистов служб ранней помощи в рамках педагогических университетов. Актуальность проблемы обусловлена двумя факторами. Первый связан с важностью правильно организованной и своевременной ранней комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии, в результате чего можно предупредить появление вторичных отклонений в развитии, а также обеспечить максимальную реализацию потенциала развития каждого ребенка. Второй фактор обусловлен тем, что подготовка кадров к работе с детьми раннего возраста как особое направление в системе высшего образования, в частности педагогического, в недостаточной мере опирается на современные теоретические представления о данной категории детей и на продуктивные методические разработки, направленные на решение диагностических, развивающих и собственно образовательных задач специальной и общепедагогической практики. Неоднородность состава данной категории детей обусловливает необходимость подготовки специалистов к работе не только с детьми с нарушениями в развитии, но и с членами их семей. Авторы приходят к выводу о том, что обеспечить подготовку педагогов и специальных психологов для оказания услуг в рамках служб ранней помощи возможно за счет интеграции общепедагогических и дефектологических подходов через содержание изучаемых ими в вузе дисциплин и на основе совместного освоения студентами профессиональных умений в ходе производственных практик.
Ключевые слова: службы ранней помощи; специальные педагоги; дефектологи; производственная практика; педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; дети с нарушениями в развитии; дети раннего возраста
Abstract: The article examines the problem of training early intervention service specialists within pedagogical universities. The relevance of the problem is determined by two factors. The first is related to the importance of properly organized and timely early comprehensive assistance to young children with developmental disabilities, as a result of which it is possible to prevent the occurrence of secondary developmental deviations, as well as to ensure the maximum realization of the developmental potential of each child. The second factor is due to the fact that the training of personnel to work with young children as a special area in the system of higher education, in particular pedagogical education, is insufficiently based on modern theoretical concepts about this category of children and on productive methodological developments aimed at solving diagnostic, developmental and educational tasks of special and general pedagogical practice. The heterogeneity of the composition of this category of children determines the need to train specialists to work not only with children with developmental disabilities, but also with members of their families. The authors come to the conclusion that it is possible to train teachers and special psychologists to provide services within the framework of early intervention services by integrating general pedagogical and defectological approaches through the content of the disciplines they study at the university and on the basis of joint development of professional skills by students during industrial practices.
Key words: early intervention services; special educators; defectologists; industrial practice; pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; children with developmental disabilities; young children

Для цитирования:

Ямалетдинова, Г. А. Подготовка педагогов служб ранней помощи / Г. А. Ямалетдинова, Т. Р. Тенкачева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №5. – С. 303-308.

For citation

Yamaletdinova, G. A., Tenkacheva, T. R. (2024). Training of Early Intervention Teachers // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №5. – P. 303-308.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.