Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена необходимостью решения проблемы создания условий для адекватного профессионального самоопределения художественно и музыкально одаренных детей в школе, что декларируется во многих официальных документах в области образования и культуры. Цель статьи – обобщить и представить накопленный педагогический опыт по решению проблемы профессионального самоопределения музыкально и художественно одаренных детей в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Методологической основой исследования являются: концепция детской одаренности, идеи современных исследователей о педагогических условиях обучения, воспитания и развития одаренных детей, теоретические положения о внутренних механизмах и сущностных характеристиках профессионального самоопределения личности. Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в том, что авторами установлено, что образовательная среда школы и вовлечение музыкально и художественно одаренных детей в проектную и конкурсную деятельность способствуют формированию у них мотивационно-личностного (смыслового), когнитивного (карьерная грамотность) и деятельностного компонентов готовности к профессиональному самоопределению. Статья может быть полезна учителям, работающим с музыкально и художественно одаренными детьми в системе общего и дополнительного образования, педагогам-навигаторам.
Ключевые слова: детская одаренность; одаренные дети; музыкальная одаренность; художественная одаренность; творческие способности; профессиональная ориентация; профориентация школьников; профессиональное самоопределение; выбор профессии
Abstract: The relevance of the article is due to the need to solve the problem of creating conditions for adequate professional self-determination of artistically and musically gifted children at school, which is declared in many official documents in the field of education and culture. The purpose of the article is to summarize and present the accumulated pedagogical experience in solving the problem of professional self-determination of musically and artistically gifted children in a comprehensive school with in-depth study of individual subjects of an artistic and aesthetic orientation. The methodological basis of the study is: the concept of children’s giftedness, ideas about the pedagogical conditions of education, upbringing and development of gifted children, theoretical provisions on the internal mechanisms and essential characteristics of professional self-determination of the individual. The following research methods were used: study and analysis of scientific literature, analysis and generalization of pedagogical experience, pedagogical observation. The scientific novelty is that the authors have established that the educational environment of the school and the involvement of musically and artistically gifted children in project and competitive activities contribute to the formation of their motivational-personal (semantic), cognitive (career literacy) and activity components of readiness for professional self-determination. The article can be useful for teachers working with musically and artistically gifted children in the system of general and additional education, navigational teachers.
Key words: gifted children; gifted children; musical giftedness; artistic giftedness; creative abilities; career guidance; career guidance for schoolchildren; professional self-determination; choice of profession

Для цитирования:

Окуненко, Л. А. К проблеме профессионального самоопределения музыкально и художественно одаренных детей в школе / Л. А. Окуненко, Е. А. Заплатина, Л. В. Ясинских, У. В. Александрова, Н. И. Кашина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 146-153.

For citation

Okunenko, L. A., Zaplatina, E. A., Yasinskikh, L. V., Aleksandrova, U. V., Kashina, N. I. (2024). To the Problem of Professional Self-Determination Musically and Artistically Gifted Children at School // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 146-153.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.