Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования многоязычной личности в полилингвальных образовательных учреждениях. Целью исследования являются разработка, теоретическое обоснование и апробация методической системы формирования многоязычной личности школьников в режиме полилингвального образования, определяющей педагогические условия, подход, принципы, методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности школьников с учетом реальных условий образовательной организации. В ходе исследования были использованы теоретический, эмпирический методы и метод педагогического наблюдения, способствующие выявлению эффективности разработанной методической системы. Основным стержнем методической системы определен коммуникативный системно-деятельностный подход, рассматриваемый с точки зрения эффективности использования изучаемых языков как средств общения в учебном процессе, соотнесенности с полилингвальной моделью обучения и с принципами интегративности, поликультурности, коммуникативности, транслингвизма и с развивающим принципом. Использование интегрированного предметно-языкового, сравнительно-сопоставительного, лингвокультурологического, проектно-исследовательского методов в процессе формирования полилингвальной личности способствует развитию логического, мышления, осознанному усвоению изучаемых языков, пониманию соответствующей языку культуры народа, обогащению специального словарного запаса. Новизна исследования заключается в разработке методической системы формирования многоязычной личности путем переноса известных методов обучения с включением в них новых элементов с учетом специфики полилингвальной модели образования, гармонично вписывающихся в предложенную систему, представляет нечто самостоятельное. Теоретическая значимость заключается в обосновании и предложении методической системы формирования многоязычной личности, приспособленной к полилингвальной модели образования, уточнении понятия «многозначная личность». Практическая значимость разработанной методической системы, включающей в себя общий подход, принципы, методы, средства, формы организации учебной деятельности школьников, приспособленные к условиям полилингвальной модели образования, заключается в возможности достижения ощутимых результатов в формировании многоязычной личности школьников, в разработке учебно-методических пособий, при проведении курсов повышения квалификации учителей, методистов и т. д.
Ключевые слова: полилингвальное образование; учебные заведения; школьники; образовательный процесс; методы обучения; методическая система; многоязычная личность; педагогические условия; средства обучения; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков
Abstract: The article is devoted to the problem of forming a multilingual personality in multilingual educational institutions. The purpose of the study is to identify, theoretically justify and experimentally test a methodological system of forming a multilingual personality of schoolchildren in the sphere of multilingual education. The system determines the pedagogical conditions, approach, principles, methods, teaching tools, forms of organization of educational activities of schoolchildren taking into account the real conditions of an educational institution. In the course of the study, theoretical, empirical methods and the method of pedagogical observation were used to identify the effectiveness of the developed methodological system. The core of the methodological system is defined as a communicative system-activity approach, viewed in terms of the effectiveness of using the studied languages as a means of communication in the educational process, and in terms of its correlation with the multilingual learning model and with the principles of integrativity, multiculturalism, communicativeness, translinguism and with the developing principle. The use of integrated subject-language, comparative, linguacultural and project research methods in the process of forming a multilingual personality contributes to the development of logical thinking, informed assimilation of the languages studied, understanding of the cultural constituent of the language and the vocabulary enrichment. The novelty of the research lies in the development of a methodological system for the formation of a multilingual personality by transferring and enriching well-known teaching methods, taking into account the specifics of the multilingual model of education. The theoretical significance lies in the justification of the proposed methodological system of forming a multilingual personality adapted to a multilingual model of education, clarifying the concept of a “multi-valued personality”. The practical significance of the developed methodological system, which includes a general approach, principles, methods, tools, forms of organization of educational activities of schoolchildren adapted to the conditions of the multilingual model of education, lies in the possibility of achieving tangible results in the formation of a multilingual personality of schoolchildren, in the development of teaching aids and in conducting advanced training courses for teachers, methodologists, etc.
Key words: multilingual education; educational institutions; schoolchildren; educational process; teaching methods; methodological system; multilingual personality; pedagogical conditions; teaching aids; foreign languages; methods of teaching foreign languages

Для цитирования:

Давлетбаева, Р. Г. Методическая система формирования многоязычной личности в условиях полилингвального образования / Р. Г. Давлетбаева, С. А. Гареева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 112-123.

For citation

Davletbaeva, R. G., Gareeva, S. A. (2024). The Formation of a Multilingual Personality in the Context of Multilingual Education // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 112-123.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.