Вам может быть интересно:
Архив журнала
Методические аспекты формирования навыков работы со словарями русского языка у учащихся основной средней школы в условиях полилингвальной среды
- 70
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье исследуются методические особенности организации работы со словарями разных типов в процессе обучения русскому языку учащихся 5–9 классов в ситуации многоязычия. Предлагается диагностика выявления у учащихся в классе с полиэтническим составом наличия лексикографических знаний и потребности обращения к словарям; определяются критерии исходного уровня сформированности у них навыка работы со словарем. Цель статьи – выявить специфику работы со словарями и справочниками русского языка разных типов как средства повышения уровня орфографической грамотности, обогащения словарного запаса и воспитания информационной культуры учащихся 5–9 классов в условиях полиэтнической и полилингвальной среды. Задачи данного исследования: определение основных направлений работы со словарями на уроках русского языка и в процессе самостоятельной учебной деятельности учащихся; разработка алгоритма применения системы специальных упражнений, предназначенных для организации работы с лингвистической справочной литературой и направленных на пополнение вокабуляра учащихся (и с особыми потребностями в коммуникации); развитие у них орфографической компетенции, а также информационных навыков. В рамках методологии авторы использовали анализ литературы, общедидактические (частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный) методы. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые рассматривается работа со словарями в полилингвальном классе. Теоретическая значимость данной работы связана с избранной в ней методикой повышения орфографической грамотности и информационной культуры учащихся
5–9 классов, обогащения их речи в ходе работы с лингвистическими словарями. Практическая значимость состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в основной средней школе в условиях полиязычия.
Ключевые слова: русский язык; методика преподавания русского языка; методика русского языка в школе; школьники; словари русского языка; дети-инофоны; дети-билингвы; билингвизм; полиэтническая среда; полилингвальная среда; обогащение словарного запаса; работа со словарем; информационная компетенция; орфографическая грамотность
Abstract: This article examines the methodological features of the organization of work with dictionaries of different types in the process of teaching Russian to students of grades 5–9 in a situation of multilingualism. It is proposed to diagnose the presence of lexicographic knowledge and the need to access dictionaries in students in a class with a multiethnic composition; criteria for the initial level of formation of their vocabulary skills are determined. The purpose of the article is to identify the specifics of working with dictionaries and reference books of the Russian language of various types as a means of improving the level of spelling literacy, enriching vocabulary and educating the information culture of students in grades 5–9 in a multiethnic and multilingual environment. The objectives of this study are: to determine the main directions of working with dictionaries in the classroom and in the process of independent learning activities of students; to develop an algorithm for using a system of special exercises designed to organize work with linguistic reference literature and aimed at replenishing the vocabulary of students (and with special communication needs); to develop their spelling competence, as well as information skills. Within the framework of the methodology, the authors used literature analysis, general didactic (partially searchable, explanatory and illustrative) methods. The scientific novelty of the work consists in the fact that for the first time it examines the work with dictionaries in a multilingual classroom. The theoretical significance of this work is related to the chosen methodology for improving spelling literacy and information culture of students in grades 5–9, enriching their speech while working with linguistic dictionaries. The practical significance lies in the fact that the materials of this study can be used in the practice of teaching Russian in primary secondary schools in a multilingual environment.
Key words: Russian language; methods of teaching Russian; methods of Russian language in school; schoolchildren; dictionaries of the Russian language; children-foreign speakers; bilingual children; bilingualism; multiethnic environment; multilingual environment; enrichment of vocabulary; work with a dictionary; information competence; spelling literacy
Для цитирования:
Богачева, И. В. Методические аспекты формирования навыков работы со словарями русского языка у учащихся основной средней школы в условиях полилингвальной среды / И. В. Богачева, Л. П. Борисова, Н. А. Откидач. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №6. – С. 103-111.
For citation
Bogacheva, I. V., Borisova, L. P., Otkidach, N. A. (2024). Methodological Aspects of the Formation of Skills in Working with Dictionaries of the Russian Language among Students of Basic Secondary School in a Multilingual Environment // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №6. – P. 103-111.