Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с влиянием цифровой среды на некоторые аспекты психических функций студентов во время экзаменационной сессии. Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: влияет ли цифровая среда на изменение уровней тревожности при проведении экзаменов в различном формате (онлайн-экзамен и классический экзамен)? Целью исследования являются оценка и анализ взаимосвязи цифровой среды и изменения уровня тревожности во время промежуточной аттестации. В ходе работы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические, эмпирические, частные методики, направленные на оценку уровня тревожности студентов. Авторами определен уровень ситуативной тревожности во время проведения классического экзамена и экзамена в онлайн-форме. Также оценивалась частота использования различных цифровых инструментов студентами в повседневной жизни. Научная новизна заключается в уточнении и получении новых научных результатов в области влияния цифровой среды на психические функции студентов во время промежуточной аттестации. Исследование показало сдвиг уровня тревожности во время сдачи экзаменов различного формата. Большинство студентов имеют высокий уровень тревожности при проведении экзамена в классической форме. Это связано с активным использованием современными студентами цифровых инструментов практически во всех сферах жизнедеятельности. Сдача экзамена в классическом формате требует развития коммуникативной компетенции, позволяющей эффективно интерпретировать полученные знания при устном ответе. Понимание влияния цифровой среды на организм человека открывает возможности для разработки стратегий управления тревожностью и повышения устойчивости к стрессу. Эти стратегии могут быть направлены на осознанное ограничение времени, проводимого в социальных сетях, потребления медиа, а также на разработку методик для развития навыков саморегуляции.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; ситуативная тревожность; эмоциональные состояния; эмоциональная тревожность; управление тревожностью; экзамены; проверка знаний; психические функции; экзаменационная сессия
Abstract: The article discusses issues related to the influence of the digital environment on private aspects of university educational activities. The problem of the study is to answer the question: does the digital environment affect the change in anxiety levels during exams in various formats (online exam and classical exam)? The purpose of the study is to assess and analyze the relationship between the digital environment and changes in anxiety levels during exams. In the course of the work, a set of complementary research methods was used: theoretical, empirical, and private methods aimed at assessing students’ anxiety levels. The authors determined the level of situational anxiety during the classical exam and the exam in online form. The frequency of students using various digital tools in their daily lives was also assessed. The scientific novelty consists in clarifying and obtaining new scientific results in the field of the influence of the digital environment on the mental functions of students during the intermediate assessment. The study showed a shift in anxiety levels during exams of various formats. Most students have a high level of anxiety when taking the exam in the classical form. This is due to the active use of digital tools by modern students in almost all spheres of life. Passing the exam in the classical format requires the development of communicative competence, which makes it possible to effectively interpret the knowledge gained during an oral answer. Understanding the impact of the digital environment on the human body opens up opportunities for developing strategies for managing anxiety and increasing stress tolerance. These strategies can be aimed at consciously limiting the time spent on social networks, media consumption, and the development of techniques for developing self-regulation skills.
Key words: higher education institutions; students; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; situational anxiety; emotional states; emotional anxiety; anxiety management; exams; knowledge testing; mental functions; examination session

Для цитирования:

Югова, Е. А. Влияние цифровой среды на ситуативную экзаменационную тревожность / Е. А. Югова, Н. Н. Васягина, Ю. Н. Галагузова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 227-233.

For citation

Yugova, E. A., Vasyagina, N. N., Galaguzova, Yu. N. (2025). The Impact of the Digital Environment on Situational Exam Anxiety // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 227-233.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.