Файл статьи: 26.pdf
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности. Автором выделяются и описываются характерные особенности дошкольников, позволяющие осуществлять трудовое воспитание именно в данный возрастной период. Проведенный автором ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что вопросы организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста теоретически достаточно хорошо разработаны. Однако данные диагностического исследования показали, что при существующей поливариативности образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных организациях, при организации трудовой деятельности детей главным остается стремление педагогов осуществить программные требования, добиться, чтобы дети усвоили сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей, тогда как трудовая деятельность обеспечивает воспитательное воздействие на личность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в совместной деятельности. В статье автором приведен анализ взглядов современных исследователей и обосновывается идея о необходимости переосмысления имеющейся теории и практики в области развития субъектности дошкольников в трудовой деятельности. По мнению исследователей, позиция субъекта детского труда проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда. Автор обобщает теоретический и практический опыт применения различных технологий приобщения дошкольников к трудовой деятельности на основе субъект-субъектных отношений между участниками воспитательного процесса и приходит к выводу о необходимости обновления подходов в определении позиции взрослого в управлении трудовой деятельностью детей, ориентируя ее на построение субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, поиск актуальных средств и методов организации труда дошкольника.
Ключевые слова: Дошкольник; субъектность; трудовая деятельность; субъект трудовой деятельности; технологии приобщения к труду.

Для цитирования:

Шанц, Е. А. Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности / Е. А. Шанц // Педагогическое образование в России. – 2016. – №4. – С. 141-146.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.