Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Феномен патриотизма в культурно-педагогическом аспекте, несмотря на актуальность этого явления, остается недостаточно изученным. Традиционное понятие «патриотизм» не полностью отражает особенности современной информационной цивилизации, так как понятие «Родина» заключает в себе более широкий смысл, чем место рождения или жительства, и опирается на идею единства и сплоченности российской нации. Современными негативными факторами для формирования патриотизма в России являются идеи либерализма, глобализма и экстремизма. В деятельности этих направлений сложилась система враждебных нападений, когда любой факт жизни освещается, комментируется во вред основам государственной власти в России. В настоящее время усложняется проблема поиска некоего общего начала для патриотического воспитания в российском обществе. Мы считаем, что таким объединяющим началом должны стать: традиционные ценности патриотизма россиян, межкультурная компетентность, свобода, безопасность личности, общества и государства, право выбора и толерантность. Объединение этих ценностей, по нашему мнению, и будет основой современного патриотизма. При этом формирование патриотизма у молодых людей необходимо строить на идее защиты национальных, государственных и личных интересов. Анализируя общий подход к формированию патриотизма, мы определяем свое видение эффективности этого воспитания по косвенным признакам: по содержанию суждений представителей молодежи на общественно-политические и патриотические темы; по динамике добровольного участия молодых людей в патриотической деятельности; по участию молодежи в общественных организациях, в волонтерском движении; по доминирующему типу самоидентификации. Включенность молодежи в активную социально значимую деятельность повышает уровень воспитания патриотизма.
Ключевые слова: Патриотизм, воспитание, Родина, Россия, молодежь, традиционные ценности.

Для цитирования:

Багрецов, Д. Н. Патриотизм: современные вызовы и перспективы / Д. Н. Багрецов, В. Д. Ширшов // Педагогическое образование в России. – 2016. – №5. – С. 63-70.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.