Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность обсуждаемой в статье проблемы обусловлена особенностями жизнедеятельности человека в постиндустриальном обществе, характеризующемся ростом жизненно опасных трудностей, нарастающей социальной напряженностью и необходимостью «сохранения устойчивости человека в весьма неустойчивом обществе» (Д. И. Фельдштейн). Потребность в психологической поддержке и помощи людям, испытывающим проблемы в жизни, побудила ученых к исследованию жизнеспособности и жизнестойкости человека. Эти два близких по смыслу феномена характеризуют социально-психологическую напряженность в современном обществе, обусловленную возросшим числом информационных потоков, ускорением ритма жизни, психоэмоциональными расстройствами. Анализ понятий жизнеспособности и жизнестойкости позволил установить основные предикторы, обусловливающие их проявление. К факторам развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости относятся индивидные и физиологические характеристики человека, психофизиологические свойства, социально-психологические качества, жизненный опыт и направленность личности. Их структурные характеристики обобщены в статье. Важное место в статье занимает анализ особенностей проявления жизнеспособности и жизнестойкости на разных стадиях становления личности: дошкольном и школьном возрастах, юности и зрелости, пожилом возрасте и старости. Полноценная жизнедеятельность человека обеспечивается развитием этих двух важных смыслообразующих жизнь качеств, которые обусловливают самосохранение и долголетие человека.
Ключевые слова: Жизнеспособность; жизнестойкость; предикторы жизнедеятельности; личностная беспомощность.

Для цитирования:

Зеер, Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э. Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. – 2015. – №8. – С. 69-76.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.