Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования профессионального мышления специалистов как неотъемлемой части их профессиональной культуры, раскрываются негативные стороны стереотипизации профессиональной деятельности логопедов. На примере самых распространенных формулировок логопедического заключения «общее недоразвитие речи» (ОНР) и «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) автор показывает негативные последствия стереотипного подхода к изучению и коррекции расстройств вербальной коммуникации, обусловленных трудностями усвоения языка как знаковой системы. В контексте обсуждаемой проблемы проводится сопоставительный анализ номенклатурных обозначений речевых/языковых недостатков в отечественной логопедии и за рубежом. Историко-методологический анализ становления в России теоретических основ учения о речеязыковой недостаточности различного генеза позволяет автору вскрыть причины возникновения неоправданного применения в логопедической практике последних десятилетий таких заключений, как «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие» для обозначения речевого статуса лиц с когнитивными, сенсорными или аффективно-поведенческими расстройствами. Автор предлагает внести коррективы в общепринятое трехуровневое деление речевого развития детей, описательный характер которого, по сути, затрагивает лишь внешние проявления вербальной коммуникации, а не глубинные мыслеречеязыковые процессы. На основе анализа закономерностей усвоения основных речеязыковых средств автор выделяет пять ступеней овладения ребенком родным языком, на каждой из которых происходят качественные изменения в когнитивном и лингвистическом развитии ребенка.
Ключевые слова: Профессиональное мышление; стереотипы мышления; общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие; развитие речи; нарушения речи; логопеды.

Для цитирования:

Безрукова, О. А. О стереотипах профессионального мышления логопедов / О. А. Безрукова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №11. – С. 117-126.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.