Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрена дискуссионная проблема отечественной историографии – характер обучения в горнозаводских школах России в XIX в. По мнению современных историков Урала, в том числе автора работы, абсолютное большинство горнозаводских школ России в XIX в. были начальными общеобразовательными учебными заведениями. В то же время по устоявшейся советской традиции некоторые педагоги региона и современные историки Алтая и Забайкалья продолжают относить горнозаводские школы к сфере профессионального образования. Между тем на всем протяжении XIX в. курс обучения в абсолютном большинстве из них традиционно включал только предметы первоначальной грамоты. Несколько попыток развития прикладного направления в училищах в центрах крупных частных округов в первой половине XIX в. не принесли ожидаемых заводовладельцами результатов. Общеобразовательный характер обучения в горнозаводских школах определялся целым комплексом взаимосвязанных причин: малым возрастом воспитанников, отсутствием соответствующей учебно-материальной базы и квалифицированных учителей для преподавания специальных дисциплин, традициями обучения прикладным навыкам непосредственно на производстве. Впоследствии к этим причинам добавились и четкие установки Министерства народного просвещения, в ведение которого перешла значительная часть горнозаводских школ. Министерство народного просвещения последовательно настаивало на том, что общее образование должно предшествовать всякому специальному и нецелесообразно смешивать их в одном учебном заведении. Поэтому в горнозаводских школах, в том числе в центрах казенных и частных округов, не было регулярного преподавания специальных дисциплин в течение какого-либо относительно длительного временного периода. На Урале только во второй половине XIX в. редким исключением стали три начальных горнотехнических училища.
Ключевые слова: Горнозаводские школы; история российского образования; учебный процесс.

Для цитирования:

Черноухов, Э. А. Горнозаводские школы России ХIX в.: общеобразовательные и / или специальные учебные заведения / Э. А. Черноухов // Педагогическое образование в России. – 2017. – №12. – С. 20-24.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.