Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-03-08
Аннотация: Современная семья, являясь зеркалом общественного устройства, характеризуется эгалитаризацией семейно-брачных отношений, изменением ролевой структуры, формальным характером лидерства мужчины, подменой отцовского авторитет материнским. Изучение феномена семейного самосознания мужчины позволяет выявить особенности осознания мужчиной себя в качестве члена семьи и субъекта семейных отношений. Целью исследования является изучение структуры и содержания семейного самосознания мужчины. Основополагающими для исследования являются идеи субъектно-деятельностного и личностно ориентированного подходов; концептуальные положения о самосознании как о центральном образовании личности; ключевые положения в области исследования семьи и семейных отношений. В рамках названной методологической парадигмы семейное самосознание мужчины рассматривается в качестве субъективной психологической реальности, представляет проекцию самосознания мужчины на семейную сферу, позволяющую осознавать себя членом семьи, субъектом семейных отношений. Структура семейного самосознания мужчины представлена совокупностью когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, каждый из которых включает функционально-ролевые характеристики супружеских, детско-родительских и родственных отношений. Факторный анализ элементов, составляющих содержание каждого из компонентов, позволил выделить и описать общие особенности семейного самосознания мужчины. Материалы исследования могут быть использованы в индивидуальном и семейном консультировании с целью гармонизации семейных отношений.
Ключевые слова: Семейные отношения; семейное самосознание; мужчины; компоненты семейного самосознания; психология семьи; семейное воспитание; супружество; отцовство.

Для цитирования:

Баринова, Е. С. Структурно-содержательный анализ семейного самосознания мужчины / Е. С. Баринова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №3. – С. 53-61. DOI 10.26170/po19-03-08.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.