Вам может быть интересно:
Архив журнала
Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению
- 575
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-06-17
Аннотация: В статье дается характеристика эмоционально-волевой готовности детей как интегративного компонента школьной готовности; предлагается оценочная шкала, позволяющая определить уровень ее сформированности. Готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности. На основе анализа научных трудов ведущих специалистов в области подготовки детей к школьному обучению (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. И. Запорожец, Н. А. Цыркун, Д. Б. Эльконин и др.) выделены следующие взаимосвязанные компоненты школьной готовности: физиологический, интеллектуальный, речевой, коммуникативный, мотивационный, социальный, личностный, эмоциональный и волевой. Учитывая тесную взаимосвязь и общие пути формирования волевой и эмоциональной готовности, автор делает вывод о необходимости выделения интегративного эмоционально-волевого компонента, который, в свою очередь, является частью более сложного явления — школьной готовности, имеющей также интегративный характер. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению определяется как сформированная на высоком уровне произвольная регуляция поведения и эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации при качественном овладении новой деятельностью, в которой уясняются мотивы, определяются цели и мобилизуются усилия для их достижения. Автор подчеркивает, что эмоционально-волевая готовность успешно формируется, если в старшем дошкольном возрасте ребенок знакомится с новой для него учебной деятельностью посредством вовлечения в игру. В качестве основных критериев эмоционально-волевой готовности выделяются способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости; произвольность психических процессов; выраженность волевого поведения; мотивированность на достижение цели; ориентированность на заданную систему требований; способность к самоорганизации; адекватность самооценки и отношение к оценке. Автором разработана и представлена в тексте статьи оценочная шкала, включающая критерии и показатели эмоционально-волевой готовности, а также предлагаемый для проведения диагностических процедур инструментарий.
Ключевые слова: Готовность дошкольников к школе; старшие дошкольники; подготовка к школе; эмоционально-волевая готовность; психологическая диагностика; методы диагностики; диагностические инструменты.
Для цитирования:
Гараева, Е. В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению / Е. В. Гараева // Педагогическое образование в России. – 2019. – №6. – С. 125-130. DOI 10.26170/po19-06-17.