Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме социализации личности школьника. В качестве критериев социализации рассмотрены социальные компетенции, так как совершенствование педагогической системы в рамках компетентностного подхода делает актуальной задачу овладения учащимися методами самостоятельного получения знаний, ключевых, социальных, предпринимательских и других навыков для решения возникающих жизненных проблем. От того, как решается эта задача в образовательном процессе школы, зависит конкретный результат социализации. Рассмотрено содержательное пространство понятия «социализация» в рамках компетентностного подхода, который в отечественной педагогике начал доминировать с конца восьмидесятых годов ХХ века. Учеными дан анализ исследований группы социальных компетенций по отношению к различным областям знаний. В качестве базового определено такое понятие, как «социальная компетенция» и представлена точка зрения по данному аспекту таких ученых, как И. А. Зимняя, В. Н. Куницына, А. И. Субетто, А. В. Баранников, А. В. Хуторской. Автором дана собственная классификация социальных компетенций, которые выступают отдельной группой, направленной на формирование необходимого социального опыта, а не только общения. Обозначена структура социальных компетенций: их название, определение и поведенческие индикаторы. В качестве компетенций предпрофессиональной социализации личности названы: общещекультурные, ценностно-мировоззренческие, творческо-познавательные, предпрофессиональные и информационно-коммуникативные. Сформированность этих компетенций выступает в качестве основных критериев социализации личности школьника наряду с такими показателями личности, как социальный опыт, уровень ее самосознания, удовлетворенность. Все предлагаемые группы компетенций содержат в себе социально ориентированный аспект и могут быть интерпретированы через региональные потребности: без какойлибо одной из них становление полноценной, социализированной личности, способной приносить пользу обществу, практически невозможно.
Ключевые слова: Социализация личности; ключевые компетенции; социальные компетенции; школьники; компетентностный подход; социальное взаимодействие; социальный опыт; структура социальных компетенций; критерии социализации личности.

Для цитирования:

Трубина, Г. Ф. Социализация личности школьника: компетентностный подход / Г. Ф. Трубина // Педагогическое образование в России. – 2017. – №10. – С. 11-16 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.