Рубрика: РЕЦЕНЗИИ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_23
Аннотация: В статье освещаются итоги международного культурно-образовательного проекта «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память», реализованного в 2019–2021 гг. Уральским государственным педагогическим университетом и автономной некоммерческой организацией «Центр реализации студенческих проектов и программ» при поддержке Фонда Президентских грантов. Проект основан на опыте многолетнего сотрудничества УрГПУ и образовательных организаций федеральной земли Баден-Вюртемберг. В рамках реализации проекта были проведены: 1) 2 онлайн-викторины для исследования представлений и знаний российской и германской молодежи друг о друге; 2) онлайн-конкурс творческих работ в жанре «История в биографиях»; 3) «Педагогический десант»: обмен опытом российских и германских учителей истории, студентов педагогических вузов и школьников, ознакомление с особенностями методики преподавания истории; 4) круглый стол по проблемам преподавания истории Второй мировой войны в условиях дистанционного и смешанного обучения; 5) шесть российско-германских вебинаров по вопросам методики преподавания истории в школах и вузах. Более 5 000 представителей молодежи России и Германии приняли участие в мероприятиях проекта. Авторы считают, что на современном этапе, когда в российском и германском обществе происходит смена поколений и проблема сохранения коллективной памяти о событиях Второй мировой войны становится все более острой, как никогда ранее является актуальной задача поиска новых форм преподавания военной истории, все более значимым является диалог между представителями научно-образовательного сообщества. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти, согласно которой одним из основных источников формирования представлений о прошлом становится система школьного исторического образования. По итогам всех мероприятий подготовлен и размещен в открытом доступе комплекс методических рекомендаций по преподаванию проблемных вопросов российско-германской истории. Основным результатом проекта является функциональная модель российско-германского молодежного взаимодействия в офлайн- и онлайн-форматах, которая может быть использована во взаимоотношениях других субъектов РФ с образовательными организациями ФРГ.
Ключевые слова: Вторая мировая война; научно-образовательное сотрудничество; политика памяти; историческая память; межкультурный диалог; российско-германские отношения; германо-российские отношения; международные проекты; культурно-образовательные проекты; молодежь
Abstract: The article sheds light on the results of the international cultural and educational project “Russian and German youth in dialogue: history and memory”, implemented in 2019–2021 by the Ural State Pedagogical University and the autonomous non-profit organization “Center for Implementation of Student Projects and Programs” with the support of the Presidential Grants Fund. The project is based on the experience of many years of cooperation between the Ural State Pedagogical University and educational organizations of the federal state of Baden-Württemberg. As part of the project, the following were held: 1) 2 online quizzes to study the ideas and knowledge of Russian and German youth about each other; 2) online competition of creative works in the genre “History in biographies”; 3) “Pedagogical landing”: exchange of experience of Russian and German history teachers, students of pedagogical universities and schoolchildren, familiarization with the peculiarities of the methods of teaching history; 4) a round table on the problems of teaching the history of the Second World War in the context of distance and blended learning; 5) 6 Russian-German webinars on the methods of teaching history in schools and universities. More than 5000 youth representatives from Russia and Germany took part in the project’s activities. The authors proceed from the fact that at the present stage, when a change of generations is taking place in Russian and German society and the problem of preserving the collective memory of the events of World War II is becoming more acute, the search for new forms of teaching military history becomes more and more urgent, than ever before is a dialogue between representatives of the scientific and educational community. The methodological basis of the research is the concept of historical memory, according to which one of the main sources of the formation of ideas about the past is the system of school history education. Based on the results of all events, a set of methodological recommendations for teaching complex issues of Russian-German history was prepared and posted in the public domain. The main result of the project is a functional model of Russian-German youth interaction in offline and online formats, which can be used in relations between other subjects of the Russian Federation with educational organizations of the Federal Republic of Germany.
Key words: The Second World War; scientific and educational cooperation; memory policy; historical memory; intercultural dialogue; Russian-German relations; German-Russian relations; international projects; cultural and educational projects; young people

Для цитирования:

Грибан, И. В. Помнить о прошлом, строить будущее: об итогах реализации международного проекта «Российская и германская молодежь в диалоге: история и память» / И. В. Грибан, О. Н. Грибан, И. А. Попп. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №1. – С. 203-209. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_23.

For citation

Griban, I. V., Griban, O. N., Popp, I. A. (2022). Remembering the Past, Building the Future: about the Results of the International Project “Russian and German Youth in Dialogue: History and Memory” // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №1. – P. 203-209. DOI 10.26170/2079-8717_2022_01_23.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.