Файл статьи: PDF
Аннотация: При обучении иностранных граждан в России по образовательным программам инженерной направленности, реализуемым на русском языке, ключевым фактором достижения необходимой профессиональной компетентности является уровень знания и владения русским языком. Одновременно с этим современная ситуация в российской системе высшего образования характеризуется активным развитием экспортного потенциала, который еще больше актуализирует проблему изучения русского языка иностранными студентами. Количество студентов, изучающих русский язык как иностранный, постоянно увеличивается. При этом растет число иностранных студентов, обучающихся в России по образовательным программам университетов технических направлений. Эти обстоятельства определяют актуальность темы статьи. Цель статьи – представить результат исследования, связанного с разработкой специализированных учебно-методических материалов для изучения профессиональных терминов китайскими студентами, осваивающими строительные профессии в Институте строительства и архитектуры Уральского федерального университета строительную профессию. Для достижения цели статьи были решены следующие задачи: проведен анализ результатов исследований в области методических раз-работок, используемых при решении проблемы изучения русского языка как иностранного; разработано профессионально ориентированное методическое сопровождение для изучения профессиональных строительных терминов китайскими студентами. Объект исследования – изучение русского языка китайскими студентами в процессе освоения инженерных дисциплин в области строительства. Предмет исследования – разработка профессионально ориентированного методического сопровождения при изучении курса русского языка китайскими студентами. В ходе исследования разработаны серия презентаций, содержащих теоретический материал по профессиональной лексике, цикл рабочих тетрадей для закрепления практических языковых умений и задания для итогового контроля. В качестве дальнейшей перспективы планируется разработка цифровой среды языковой подготовки китайских студентов, которая будет доступна им в информационно-образовательной среде Уральского федерального университета.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; китайские студенты; высшие учебные заведения; совместные образовательные программы; профессиональная компетентность; презентации; лекционный материал; рабочие тетради; практические занятия; итоговый контроль
Abstract: When teaching foreign citizens in Russia in engineering educational programs implemented in Russian, the key factor in achieving the necessary professional competence is the level of knowledge and proficiency in the Russian language. At the same time, the current situation in the Russian system of higher education is characterized by the active development of export potential, which further actualizes the problem of learning the Russian language by foreign students. The number of students studying Russian as a foreign language is constantly increasing. At the same time, the number of foreign students studying in Russia under the educational programs of technical universities is growing. These circumstances determine the relevance of the topic of the article. The purpose of the article is to present the result of a study related to the development of specialized educational and methodological materials for the study of professional terms by Chinese students teaching the construction profession at the Institute of Civil Engineering and Architecture of the Ural Federal University. To achieve the goal of the article, the following tasks were solved: an analysis of the results of research in the field of methodological developments used in solving the problem of studying Russian as a foreign language; a professionally oriented methodological support was developed for the study of professional construction terms by Chinese students. The object of the research is the learning of the Russian language by Chinese students in the process of mastering engineering disciplines in the field of construction. The subject of the research is the development of professionally oriented methodological support in the study of the Russian language course by Chinese students. In the course of the study, a series of presentations was developed containing theoretical material on professional vocabulary, a cycle of workbooks to consolidate practical language skills and tasks for final control. As a further perspective, it is planned to develop a digital environment for the language training of Chinese students, which will be available to them in the information and educational environment of the Ural Federal University.
Key words: Russian as a foreign language; methods of teaching the Russian language; methodology of the Russian language at the university; Chinese students; higher educational institutions; joint educational programs; professional competence; presentations; lecture material; workbooks; workshops; final control

Для цитирования:

Миронова, Л. И. Изучение профессионального русского языка как иностранного китайскими студентами в Уральском федеральном университете / Л. И. Миронова, Н. И. Фомин, Д. С. Булатова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 103-111.

For citation

Mironova, L. I., Fomin, N. I., Bulatova, D. S. (2022). Learning Professional Russian as a Foreign Language by Chinese Students at the Ural Federal University // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 103-111.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.