Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель. Статья раскрывает особенности социально-психологической адаптации воспитанников первого курса к образовательной среде суворовского военного училища и описывает авторский подход к феномену социально-психологической адаптации к обучению в военно-учебном заведении. Методология и методики исследования. В ходе исследования использованы теоретические методы – обзорный анализ научных подходов к изучению феномена социально-психологической адаптации личности; практические методы – в качестве измерительного материала были использованы методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (12 CPQ). Статистическая обработка проводилась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Метод множественного регрессионного анализа использовался для выделения предикторов, детерминирующих процесс социально-психологической адаптации суворовцев первого курса к образовательной среде суворовского училища. Основные результаты. Автором представлены результаты эмпирического исследования предикторов социально-психологической адаптации подростков к условиям суворовского училища. В ходе исследования автор пришел к выводу, что предикторами социально-психологической адаптации подростков к условиям суворовского училища являются: приятие себя, внутренний контроль, смелость, общительность, эмоциональный комфорт и эмоциональная стабильность. Автором обоснована необходимость и описаны психологические условия сопровождения подростков на начальном этапе обучения в военно-учебном заведении, направленные на развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности первокурсников. Научная новизна. В настоящее время стремительный рост числа довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, к которым относятся суворовские военные училища, делает актуальной проблему адаптации младших подростков к условиям обучения в военно-учебных заведениях. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований именно в аспекте психолого-педагогического сопровождения воспитанников первого курса обучения. Практическая и теоретическая значимость результатов. Приведены результаты исследования, которые позволили выделить предикторы социально-психологической адаптации, а также психологические условия психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в суворовском военном училище. Содержательные выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке комплексных программ адаптации младших подростков к обучению в довузовских образовательных организациях Минобороны России.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; предикторы социально-психологической адаптации; суворовские военные училища; суворовцы; психологические условия
Abstract: Aim. The article reveals the features of socio-psychological adaptation of first-year students to the educational environment of the Suvorov Military School and describes the author’s approach to the phenomenon of socio-psychological adaptation to training in a military educational institution. Methodology and research methods. In the course of the study, theoretical methods were used – a review analysis of scientific approaches to the study of the phenomenon of socio-psychological adaptation of the individual; practical methods – as a measuring material, the methods of diagnosing socio-psychological adaptation by K. Rogers and R. Diamond and the multifactorial personality questionnaire by R. Cattell (12 CPQ) were used. Statistical processing was carried out using computer programs STATISTICA 6.0 and MS Excel. The method of multiple regression analysis was used to identify predictors that determine the process of socio-psychological adaptation of first-year Suvorov students to the educational environment of the Suvorov School. Main results. The author presents the results of an empirical study of predictors of socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of the Suvorov Military School. In the course of the study, the author came to the conclusion that the predictors of socio-psychological adaptation of adolescents to the conditions of the Suvorov School are: self-acceptance, internal control, courage, sociability, emotional comfort and emotional stability. The author substantiates the need and describes the psychological conditions for accompanying adolescents at the initial stage of training in a military educational institution, aimed at developing the communicative, personal, emotional-volitional and behavioral spheres of the personality of first-year students. Scientific novelty. At present, the rapid growth in the number of pre-university educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, which include Suvorov military schools, makes the problem of adapting younger adolescents to the conditions of training in military educational institutions an urgent one. This problem has been little studied and requires further research in the aspect of psychological and pedagogical support for first-year students. Practical and theoretical significance of the results. The results of the study are presented, which made it possible to identify the predictors of socio-psychological adaptation, as well as the psychological conditions of psychological and pedagogical support for adolescents at the initial stage of training at the Suvorov Military School. Meaningful conclusions. The results of the study can be used in the development of comprehensive programs for the adaptation of younger adolescents to training in pre-university educational organizations of the Russian Ministry of Defense.
Key words: socio-psychological adaptation; predictors of socio-psychological adaptation; Suvorov military schools; Suvorovites; psychological conditions

Для цитирования:

Иванова, М. В. Психологические условия развития предикторов социально-психологической адаптации воспитанников суворовского военного училища / М. В. Иванова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2022. – №3. – С. 191-197.

For citation

Ivanova, M. V. (2022). Psychological Conditions for the Development of Predictors Social and Psychological Adaptation of Students Suvorov Military School // Pedagogical Education in Russia. – 2022. – №3. – P. 191-197.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.