Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В современной педагогике дошкольного образования актуальным является вопрос формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей. Понятие ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста авторами рассматривается как холистический процесс, основанный на понимании детьми интонационно-выразительных элементов музыкального языка; эмоциональном, личностно окрашенном постижении содержания музыкального произведения; оценке значимости музыкальных образов в качестве выразителей нравственно-эстетических ценностей и художественных смыслов. Эффективность формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста, по мнению авторов, обеспечивается внедрением следующих педагогических условий: инициация ценностно-смысловых установок в процессе художественно-игровой деятельности; аффективно-смысловое вхождение в музыкальный образ с помощью музыкальных интонационно-символических моделей. В статье раскрываются суть обозначенных педагогических условий и направления деятельности педагога по их реализации: изучение возрастных и психологических особенностей детей дошкольного старшего возраста, моделирование художественно-игровой деятельности, конструирование музыкальных интонационно-символических моделей, развитие воображения у дошкольников, развитие навыка осмысления прослушанного музыкального произведения. Обозначенные автором педагогические условия содействуют исполнению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений музыкального искусства.
Ключевые слова: ценностно-смысловое восприятие; музыкальное искусство; музыкальное воспитание; восприятие музыки; педагогические условия; художественно-игровая деятельность; интонационно-символические модели; музыкальные образы; музыкальные произведения; старшие дошкольники
Abstract: In modern pedagogy of preschool education, the issue of the formation of the value-semantic perception of music in children is relevant. The concept of value-semantic perception of music in children of senior preschool age is considered by the authors as a holistic process based on children’s understanding of the intonation-expressive elements of the musical language; emotional, personally colored comprehension of the content of a musical work; assessment of the significance of musical images as exponents of moral and aesthetic values and artistic meanings. The effectiveness of the formation of the value-semantic perception of music in children of senior preschool age, according to the authors, is ensured by the introduction of the following pedagogical conditions: the initiation of value-semantic attitudes in the process of artistic and play activities; affective-semantic entry into the musical image with the help of musical intonation-symbolic models. The article reveals the essence of the indicated pedagogical conditions and reveals the directions of the teacher’s activities for their implementation: the study of age and psychological characteristics of older preschool children, modeling of artistic and gaming activities, the construction of musical intonation-symbolic models, the development of imagination in preschoolers, the development of the skill of comprehending the listened musical work. The pedagogical conditions outlined by the author contribute to the implementation of the federal state educational standard for preschool education, in terms of developing the prerequisites for the value-semantic perception of works of musical art.
Key words: value-semantic perception; musical art; musical education; perception of music; pedagogical conditions; artistic and gaming activities; intonation-symbolic models; musical images; musical works; older preschoolers

Для цитирования:

Шарикова, С. Г. Педагогические условия формирования ценностно-смыслового восприятия музыки у детей / С. Г. Шарикова, Е. Ю. Волчегорская. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №4. – С. 41-45.

For citation

Sharikova, S. G., Volchegorskaya, E. Yu. (2023). Pedagogical Conditions for the Formation of Value-Semantic Perception of Music in Children // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №4. – P. 41-45.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.