Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В современных условиях цифровизации и возрастания спроса на применение студентами гаджетов существует риск развития у них склонности к гаджет-зависимости, на выявление масштаба и путей профилактики возникновения которого нацелено исследование. Материалом для исследования стали результаты анализа научной литературы и эмпирических данных, полученных в выборке из 287 студентов с помощью методик изучения некоторых форм зависимости (фаббинговой, межличностной, киберкоммуникативной) и аддиктивной идентичности. Результаты значительной части обследованных студентов подтверждают рост притягательности мобильного телефона, появление признаков зависимого и созависимого поведения в межличностном общении, киберкоммуникативной зависимости. На этом фоне возможно усиление склонности студентов к гаджет-зависимости. Для выработки психологической основы осознания и преодоления риска возникновения и развития гаджет-зависимости студентов спроектирована и обоснована психологопедагогическая профилактическая программа «Гаджет – искусство общения». В ней объединены модули психолого-педагогического просвещения, интенсивного управляемого преодоления деформаций ресурсов внутреннего мира и вовлечения в просоциальные виды активности. Новые идеи о путях минимизации рисков развития аддиктивного поведения студенчества в современных условиях цифровизации, связанные с разработкой психологической основы тематического и технологического наполнения созданной программы, представляют интерес для исследователей, сотрудников вузовских психологических служб и студенческого актива
Ключевые слова: гаджет-зависимость; гаджеты; аддиктивное поведение; межличностная зависимость; киберкоммуникативная зависимость; аддиктивная идентичность; психологическое просвещение; психологическая профилактика; просоциальная активность; студенты
Abstract: In modern conditions of digitalization and increasing demand for the use of gadgets by students, there is a risk of developing a tendency to gadget addiction. The study is aimed at identifying the scale and ways of its preventing. The material for the study was the results of the analysis of scientific literature and empirical data obtained in a sample of 287 students using methods for studying some forms of addiction (fabbing, interpersonal, cybercommunicative) and addictive identity. The results of a significant part of the surveyed students confirm the growth of the mobile phone attractiveness, appearance of signs of addictive and coaddictive behavior in interpersonal communication, cybercommunicative addiction. On this background, the propensity of students to gadget addiction can increase. To create a psychological basis for awareness and overcoming the risk of occurrence and development of students’ gadget addiction, a psychopedagogical preventive program “Gadget – the art of communication” was designed and justified. It combines the modules of psycho-pedagogical education, intensive controlled overcoming of deformations of the inner world resources and involvement in prosocial types of activity. New ideas on ways to minimize the risks of developing students’ addictive behavior in modern conditions of digitalization, related to the development of psychological basis of the thematic and technological content of the created program, are of interest to researchers, employees of university psychological services and student activists
Key words: gadget addiction; gadgets; addictive behavior; interpersonal dependence; cyber communication addiction; addictive identity; psychological education; psychological prevention; prosocial activity; students

Для цитирования:

Варданян, Ю. В. Исследование психологической основы профилактики гаджет-зависимости студентов / Ю. В. Варданян, М. А. Кечина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 191-199.

For citation

Vardanyan, Yu. V., Kechina, M. A. (2023). Research of Psychological Basis for Preventing Students Gadget Addiction // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 191-199.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.