Архив журнала
КОНЦЕПЦИЯ МОНОМИФА: ОТ ТЕОРИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОПЫТУ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ
- 545
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Концепция мономифа Джозефа Кэмпбелла является одной из самых популярных
теорий в нарратологии, которая открывает возможности интерпретации различных мифов, легенд,
сказок и художественных произведений в их целостности и соотнесенности с историко-культурным
контекстом. Герои историй, отражаясь в сознании поколений и проявляясь в артефактах культуры,
имеют свою архетипическую особенность и закрепляются в мифе, обладающем деперсонифицированным характером. В основе современных фильмов о героях лежит теория мономифа. Насколько
современный зритель готов распознать структуру мономифа и интерпретировать предлагаемые образы в соответствии с ее логикой?
Включение теории Дж. Кэмпбелла в курс изучения обществознания позволяет развивать навыки
восприятия и критического мышления обучающихся с опорой на теоретический материал и примеры массовой культуры, в частности фильмы, которыми интересуется подрастающее поколение.
В качестве основных методов авторы статьи используют метод анализа и систематизации теоретико-методологического материала, обращаются к опыту эмпирических исследований и предлагают
методику интеграции теории мономифа в школьный курс «Обществознание» для старших классов.
Новизна исследования состоит в решении методических вопросов: теория Дж. Кэмпбелла ориентирует читателя/зрителя на системное и целостное восприятие художественной реальности с учетом
культурных реалий и особенностей времени. Именно это стало поводом для разработки методики
проведения комплекса уроков.
Данная методика позволяет решать как общепедагогические задачи, связанные с развитием личности, навыками критического мышления и коммуникативного взаимодействия, мировоззрением и
духовно-нравственным воспитанием, так и просветительские: знакомство обучающихся с особенностями структуры мономифа и ее проявлениями в современном кинематографе побуждает к осмыслению тесной взаимосвязи истории, культуры и искусства в жизни общества
Ключевые слова: мономиф; концепции мономифа; интерпретация мономифа; массовая культура; критическое мышление; обществознание; методика преподавания обществознания; методика
обществознания в школе; школьники
Abstract: The concept of Joseph Campbell’s monomyph is one of the most popular theories in narratology,
which opens up the possibility of interpreting various myths, legends, fairy tales and works of art in their
integrity and correlation with the historical and cultural context. The heroes of stories, reflected in the consciousness of generations and manifested in cultural artifacts, have their own archetypal peculiarity and
are fixed in a myth that has a depersonalized character. Modern films about heroes are based on the theory
of monomyph. To what extent is the modern viewer ready to recognize the structure of the monomyph and
interpret the proposed images in accordance with its logic? The inclusion of the theory of J. Campbell’s social studies course allows students to develop perception and critical thinking skills based on theoretical
material and examples of popular culture, in particular, films in which the younger generation is interested. As the main methods, the authors of the article use the method of analysis and systematization of theoretical and methodological material, refer to the experience of empirical research and propose a methodology
for integrating the theory of monomics into the school course “Social Studies” for senior classes.
The novelty of the research consists in solving methodological issues: the theory of J. Campbell orients the
reader/viewer to a systematic and holistic perception of artistic reality, taking into account cultural realities and the peculiarities of the time. This was the reason for the development of a methodology for conducting a set of lessons.
This technique allows us to solve both general pedagogical tasks related to personal development, critical
thinking and communicative interaction skills, worldview and spiritual and moral education, and educational ones: familiarity of students with the features of the monomyph structure and its manifestations in
modern cinema encourages them to comprehend the close relationship of history, culture and art in the life
of society.
Key words: monomyth; monomyth concepts; monomyth interpretation; mass culture; critical thinking;
social science; methods of teaching social studies; methods of social studies at school; pupils
Для цитирования:
Симбирцева, Н. А. Концепция мономифа: от теории к педагогическому опыту интеграции в преподавание обществознания в школе / Н. А. Симбирцева, Д. Б. Алимжанов. –
Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №5. – С. 27-37.
For citation
Simbirtseva, N. A., Alimzhanov, D. B. (2023). The Concept of the Monomyth: From Theory
to Pedagogical Experience of Integration into the Teaching of Social Studies at School // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №5. – P. 27-37.