Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: На сегодняшний день проблема саморазрушающего поведения детей и подростков является значимой и актуальной. В связи с множеством изменений современного общества сложно выделить причины формирования саморазрушающего поведения. Однако влияние семьи на состояние личности ребенка остается наиболее значимым. Именно поэтому важнейшей задачей является изучение особенностей семей и семейных отношений, формирующих склонность к рискам, а именно к саморазрушающему поведению. Цель статьи – изучение особенностей внутрисемейных взаимоотношений у подростков с саморазрушающим поведением. Для проведения эмпирического исследования была сформирована и применена батарея психологических методик. Использовались следующие методики: тест «Незаконченные предложения» Сакс-Леви; сочинение «Моя семья»; методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) О. А. Карабановой, П. В. Трояновской; «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е. Шафер; опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис; опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (Опросник FACES-3) Д. Х. Олсон; опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Подростковый вариант И. М. Марковская; методика диагностики сиблингового общения (предлагаемая методика представляет собой модифицированный вариант методики «Диагностика супружеского общения» (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская)). При анализе результатов были применены методы описательной статистики. В исследовании приняли участие 80 обучающихся (40 девушек и 40 юношей) в возрасте от 15 до 17 лет, проживающие на территории Свердловской области. Гипотеза о наличии ряда особенностей внутрисемейных взаимоотношений у подростков с саморазрушающим поведением подтвердилась. Подросткам с саморазрушающим поведением недостаточно внимания со стороны отца, отношения в большей степени эмоционально-холодные, напряженные либо прерванные. По мнению подростков, отцам свойственно непостоянство своих действий. Фигура матери характеризуется положительными чертами, однако также наблюдаются строгость, требовательность и непоследовательность. Для данных семей характерны низкий уровень сплоченности, повышенный уровень семейной тревоги и напряженности. Отношения с сиблингами амбивалентны. Ретроспективный образ семьи имеет наиболее положительные характеристики. Проведенное нами исследование свидетельствует о необходимости изучения не только внутренних, но и внешних факторов формирования саморазрушаюшего поведения детей и подростков. Полученные данные исследования могут быть использованы для выстраивания психологопедагогического сопровождения семей с целью нивелирования факторов риска и создания условий для семейной профилактики саморазрушающего и суицидального поведения
Ключевые слова: семейное воспитание; подростки; саморазрушающее поведение; родители; детско-родительские отношения; внутрисемейные взаимоотношения; психологические методики; психологические тесты
Abstract: Today, the problem of self-destructive behavior of children and adolescents is significant and relevant. Due to the many changes in modern society, it is difficult to identify the reasons for the formation of self-destructive behavior. However, the influence of the family on the state of the child’s personality remains the most significant. That is why the most important task is to study the characteristics of families and family relationships that form a tendency to risk, namely, self-destructive behavior. Goal of the article is the study of the features of intra-family relationships in adolescents with selfdestructive behavior. To conduct an empirical study, a battery of psychological techniques was formed and applied. The following techniques were used: “Unfinished sentences test” by Sachs-Levy; essay “My family”; methodology “Childparent relations of adolescents” (DROP) by O. A. Karabanova, P. V. Troyanovskaya; “Behavior of parents and the attitude of adolescents to them” (POR) by E. Shafer; questionnaire “Analysis of family anxiety” (ACT) by E. G. Eidemiller, V. Justickis; questionnaire “Scale of family adaptation and cohesion” (Questionnaire FACES-3) D. H. Olson; questionnaire “Parent-child interaction” (VRR). The adolescent version of I. M. Markovskaya; The method of diagnosis of sibling communication (the proposed method is a modified version of the method “Diagnosis of marital communication” (Yu. E. Aleshina, L. Ya. Gozman, E. M. Dubovskaya). Descriptive statistics methods were used in the analysis of the results. The study involved 80 students (40 girls and 40 boys) aged 15 to 17 years living in the territory of the Sverdlovsk region. The hypothesis about the presence of a number of features of intra-family relationships in adolescents with self-destructive behavior has been confirmed. Teenagers with self-destructive behavior do not receive enough attention from their father, the relationship is, to a greater extent, emotionally cold, tense or interrupted. According to teenagers, fathers tend to be inconstant in their actions. The mother’s figure is characterized by positive features, however, there is also rigor, exactingness and inconsistency. These families are characterized by a low level of cohesion, an increased level of family anxiety and tension. The relationship with siblings is ambivalent. The retrospective image of the family has the most positive characteristics. Our research indicates the need to study not only internal, but also external factors in the formation of selfdestructive behavior of children and adolescents. The obtained research data can be used to build psychological and pedagogical support for families in order to level risk factors and create conditions for family prevention of self-destructive and suicidal behavior
Key words: family education; teenagers; self-destructive behavior; parents; child-parent relationships; intra-family relationships; psychological techniques; psychological tests

Для цитирования:

Vasyagina, N. N., Taktueva, Yu. G. (2023). Features of Intra-Family Relationships in Adolescents with Self-Destructive Behavior // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 249-255.

For citation

Васягина, Н. Н. Особенности внутрисемейных взаимоотношений у подростков с саморазрушающим поведением / Н. Н. Васягина, Ю. Г. Тактуева. – Текст : непосредственный // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 249-255.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.