Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены особенности реализации стратегий и тактик формирования иноязычных лексических навыков студентов первого курса электротехнических специальностей среднего профессионального образования при обучении английскому языку. В качестве теоретикометодологического базиса выступили: системно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный, личностный, компетентностный подходы и методы обучения; методические основы обучения иностранному языку, результаты исследований в области педагогики, психологии. В работе применялись следующие методы научного исследования: тестирование обучающихся среднего профессионального образования, беседа; наблюдение за экспериментальной деятельностью, образовательным процессом; теоретический анализ научно-методической, учебной литературы и нормативноправовых актов в области среднего профессионального образования (примерная образовательная программа среднего профессионального образования, федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»), 14.02.01 «Атомные электрические станции и установки», 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)»; обобщение результатов исследований в области обучения иноязычной лексике обучающихся; классификация изученных данных; методы: описательный, методического и лингвистического анализа при создании лексических упражнений; эксперимента для оценки теоретических данных исследования; обработки результатов обучающего эксперимента. Авторы исследования реализуют попытку преодоления трудностей в овладении иноязычными лексическими навыками студентами первого курса электротехнических специальностей среднего профессионального образования и формирования соответствующих навыков через способы в овладении иноязычной лексикой обучающимся: конструктивность критики, акцент на достижениях студента, основанность на существующих критериях оценивания ответа – для преодоления страха студента ошибиться; основанность на личной мотивации обучающихся, обучение их эффективным стратегиям и тактикам овладения иноязычной лексикой, применение нетрадиционных упражнений – в целях повышения учебной мотивации; раннее выявление трудностей студентов в овладении иноязычной лексикой, их преодоление на основе индивидуального плана – преобразование отрицательного опыта обучения английскому языку, сложившегося в школе, в положительный; реализация стратегий и тактик формирования иноязычных навыков в целях повышения уровня сформированности искомых навыков студентов колледжа; в обучении лексике английского языка: применение предложенных стратегий, тактик, методов и подходов в обучении иностранному языку в комплексе позволяет повысить мотивацию студентов среднего профессионального образования; своевременное предъявление понятных студентам критериев оценивания их ответов, основанность обучения на индивидуальном плане выполнения лексических упражнений дает возможность преодолеть слабоуспевающему студенту стереотип «двоечника»; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, постепенное их обучение различным формам работы (стратегиям, тактикам) позволяют преподавателю обучить студентов данным формам работы, повысить образовательные результаты; выявление при инклюзивном обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, совместная работа с ними педагога и специалистов позволяют организовать работу с данной категорией студентов на более эффективном уровне. Основанность на принципах применения стратегий и тактик формирования иноязычных лексических навыков при обучении иностранному языку (действие в зоне ближайшего развития студента, нацеленность на преодоление трудностей в овладении иноязычной лексикой; создание успешного опыта изучения иностранного языка, следование этапам формирования иноязычных лексических навыков) позволяет обучающимся осваивать иноязычную лексику более эффективно. Анализ существующих учебно-методических пособий для обучения студентов среднего профессионального образования английскому языку позволяет сделать вывод о необходимости дополнительных упражнений на этапе введения лексики иностранного языка, ее тренировки. Разработано учебное пособие для студентов первых курсов среднего профессионального образования. Предложенный комплекс упражнений применяется обучающимися при обучении английскому языку и далее для самостоятельной работы дома на основе предложенных в исследовании стратегий и тактик формирования иноязычных лексических навыков. Итоговые результаты заданий 5 и 6 оцениваются в классе. Реализованный авторами эксперимент дает возможность поставить задачи для дальнейших исследований в области формирования языковых лексических навыков студентов среднего профессионального образования
Ключевые слова: средние профессиональные учебные заведения; студенты; английский язык; методика преподавания английского языка; методы обучения; иноязычная лексика; лексикология английского языка; формирование лексических навыков; учебные стратегии; тактики формирования лексических навыков
Abstract: The article presents the features of the practical implementation of strategies and tactics for the formation of foreign language lexical skills of first-year students of secondary vocational education in English classes. The theoretical and methodological basis of the work was: system-activity, communicativecognitive, personal, competence-based approaches and teaching methods; methodological foundations of teaching a foreign language, the results of research in the field of pedagogy, psychology. The following methods of scientific research were used in the work: testing of students of secondary vocational education, conversation; observation of experimental activities, educational process; theoretical analysis of scientific, methodological, educational literature and regulatory legal acts in the field of secondary vocational education (an exemplary educational program of secondary vocational education, the federal state educational standard in the specialty 13.02.03 "Power plants, networks and systems”, 02.14.01 “Nuclear power plants and installations”, 02.15.14 “Equipment with automation equipment for technological processes and production (by industry)”; generalization of research results in the field of teaching foreign language vocabulary to students; classification of the studied data; methods: descriptive, methodological and linguistic analysis when creating lexical exercises; experiment to evaluate the theoretical data of the study; processing the results of the training experiment. The authors of the study implement an attempt to overcome difficulties in mastering foreign language lexical skills by students of secondary vocational education and forming them by teachers through appropriate methods in mastering foreign language vocabulary by students: constructive criticism, emphasis on the student’s achievements, based on existing criteria for evaluating the answer – to overcome the fear of making a mistake; based on the personal motivation of students, teaching them effective strategies and tactics for mastering foreign vocabulary, the use of non-traditional exercises – in order to increase learning motivation; early detection of difficulties in mastering foreign language vocabulary by students, overcoming them on the basis of an individual plan – to overcome the negative experience of teaching English that has developed at school; implementation of strategies and tactics for the formation of foreign language skills in order to increase the level of formation of the corresponding language skills of college students; in teaching English vocabulary: the use by the teacher of the proposed strategies, tactics, methods and approaches in teaching a foreign language in a complex allows increasing the motivation of students of secondary vocational education; timely presentation of clear criteria for evaluating answers to students, the basis of training on an individual plan to overcome difficulties for students, makes it possible to overcome the stereotype of a “loser”; taking into account the individual and age characteristics of students, their gradual training in various forms of work (strategies, tactics) allows the teacher to teach students these forms of work, improve educational results; identification of students with disabilities in health, joint work with them by a teacher and specialists, allows you to organize work with this category of students at a more effective level. Based on the principles of applying strategies and tactics for the formation of foreign language lexical skills in foreign language classes (action in the zone of proximal development of a student, focus on overcoming difficulties in mastering foreign vocabulary, in teaching foreign vocabulary by a teacher; creating a successful experience in learning a foreign language, following the stages of forming foreign language skills lexical skills) allows learners to master foreign vocabulary more effectively. As a result of the analysis of existing teaching aids for teaching English to students of secondary vocational education, it allows us to conclude that additional exercises are needed at the stage of introducing the vocabulary of a foreign language, its training. In this connection, a textbook was developed for the formation of foreign language lexical skills for first-year students of secondary vocational education. The proposed set of exercises is used by students in English classes and further for independent work at home on the basis of the strategies and tactics proposed in the study for the formation of foreign language lexical skills. The final results of assignments 5 and 6 are evaluated in class. The experiment implemented by the authors makes it possible to set tasks for further research in the field of the formation of language lexical skills of students of secondary vocational education
Key words: secondary vocational educational institutions; students; English language; methods of teaching English; teaching methods; foreign language vocabulary; Lexicology of the English language; formation of lexical skills; instructional strategies; tactics for developing lexical skills

Для цитирования:

Потапова, Н. В. Реализация стратегий и тактик формирования иноязычных лексических навыков при обучении студентов электротехнических специальностей английскому языку / Н. В. Потапова, Н. Н. Сергеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №6. – С. 232-241.

For citation

Potapova, N. V., Sergeeva, N. N. (2023). Implementation of Strategies and Tactics for Forming Foreign Language Lexical Skills When Teaching English to Electrical Engineering Students // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №6. – P. 232-241.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.