Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье анализируются предлагаемые рядом авторов методики восприятия музыки как вида деятельности на уроках музыки в школе, раскрываются ее содержательные характеристики, этапы и средства реализации. Новизна статьи заключается в разработке ценностно-рефлексивного подхода к организации восприятия музыки на школьном уроке: слушания и понимания музыки с позиций герменевтики и феноменологии. Феноменолого-герменевтический подход позволил характеризовать процесс восприятия музыкального произведения обучающимися как самостоятельную духовно-практическую деятельностью, характеризующуюся «явленностью» музыки сознанию слушателя без маркировки ее историчности и авторства, предполагающую фиксацию впечатлений о музыке на разных этапах постижения произведения, саморефлексию и использование языка описания личностных переживаний. Раскрывается специфика организации восприятия музыки на школьном уроке с использованием педагогической технологии «перевернутый класс»
Ключевые слова: герменевтика; феноменология; музыкальное бытие; музыка; методика преподавания музыки; методика музыки в школе; уроки музыки; восприятие музыки; эстетическое переживание; музыкальная саморефлексия; школьники
Abstract: The article analyzes the methods proposed by a number of authors for perceiving music as a type of activity in music lessons at school, revealing its content characteristics, stages and means of implementation. The novelty of the article lies in the development of a value-reflective approach to organizing the perception of music in a school lesson: listening and understanding music from the standpoint of hermeneutics and phenomenology. The phenomenological-hermeneutic approach made it possible to characterize the process of students’ perception of a musical work as an independent spiritual and practical activity, characterized by the “appearance” of music to the listener’s consciousness without marking its historicity and authorship, which involves recording impressions of music at different stages of comprehension of the work, self-reflection and the use of language to describe personal experiences. The specifics of organizing the perception of music in a school lesson using the “flipped classroom” pedagogical technology are revealed
Key words: hermeneutics; phenomenology; musical existence; music; music teaching methodology; music methodology in school; music lessons; music perception; aesthetic experience; musical self-reflection; pupils

Для цитирования:

Беляева, Л. А. Философские основания организации процесса восприятия музыки обучающимися на уроках в общеобразовательной школе / Л. А. Беляева, И. Г. Чугаева, И. А. Ахьямова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 56-65.

For citation

Belyaeva, L. A., Chugaeva, I. G., Akhyamova, I. A. (2024). Philosophical Foundations for Organizing the Process of Music Perception by Students During Lessons in a Secondary School // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 56-65.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.