Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: В данной статье раскрывается роль критического мышления в развитии когнитивных способностей обучающихся на уроках математики. Целью статьи является раскрытие особенностей критического мышления, влияющих на развитие когнитивных способностей школьников. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов. В статье проведен анализ понятий «когнитивные способности» и «критическое мышление». Отмечается, что когнитивные способности в широком смысле охватывают все мыслительные процессы, позволяющие человеку познавать, понимать и взаимодействовать с окружающим миром. Однако для более глубокого понимания их структуры и функциональности целесообразно выделить пять ключевых взаимосвязанных процессов: интерпретацию, анализ, объяснение, оценку и умозаключение. Именно эти процессы, функционируя в комплексе, обеспечивают эффективную обработку информации и формирование обоснованных выводов. Развитие каждого из этих процессов способствует улучшению общих когнитивных способностей, а также эффективному познанию и пониманию окружающего мира. В развитии когнитивных способностей большую роль играет критическое мышление, представляющее собой метакогнитивный навык, позволяющий осознанно и рефлексивно управлять собственным мышлением, анализировать информацию, оценивать аргументы и принимать обоснованные решения. Таким образом, новизна исследования состоит в выделении компонентов критического мышления и обосновании идеи о том, что критическое мышление способствует развитию у обучающихся таких когнитивных способностей, как способность к интерпретации, анализу, объяснению, оценке, умозаключению при решении математических задач. Отмечается, что задачи для развития когнитивных способностей должны содержать элементы, провоцирующие ошибки, такие как противоречивые или лишние данные, некорректная информация, побуждая учащихся к критическому осмыслению своих действий и рассуждений. В статье приведены примеры математических задач, влияющих на развитие когнитивных способностей школьников. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей при организации процесса обучения математике в школе.
Ключевые слова: когнитивные способности; критическое мышление; составляющие критического мышления; математика; методика преподавания математики; методика математики в школе; образовательный процесс; методы обучения; уроки математики; школьники; математические задачи; проблемные ситуации
Abstract: This article reveals the role of critical thinking in the development of cognitive abilities of students in mathematics lessons. The purpose of the article is to reveal the features of critical thinking that affect the development of cognitive abilities of schoolchildren. In the course of the research, theoretical methods were used: analysis, synthesis, generalization, comparison and interpretation of facts. The article analyzes the concepts of “cognitive abilities” and “critical thinking”. It is noted that cognitive abilities, in a broad sense, encompass all thought processes that allow a person to learn, understand and interact with the world around them. However, for a deeper understanding of their structure and functionality, it is advisable to identify five key interrelated processes: interpretation, analysis, explanation, evaluation, and inference. These processes, functioning in a complex, ensure effective processing of information and the formation of reasonable conclusions. The development of each of these processes contributes to the improvement of general cognitive abilities, as well as effective cognition and understanding of the surrounding world. Critical thinking plays an important role in the development of cognitive abilities, which is a metacognitive skill that allows you to consciously and reflexively manage your own thinking, analyze information, evaluate arguments, and make informed decisions. Thus, the novelty of the research consists in identifying the components of critical thinking and substantiating the idea that critical thinking contributes to the development of students’ cognitive abilities such as the ability to interpret, analyze, explain, evaluate, and conclude when solving mathematical problems. It is noted that tasks for the development of cognitive abilities should contain elements that provoke errors, such as contradictory or superfluous data, incorrect information, encouraging students to critically reflect on their actions and reasoning. The article provides examples of mathematical problems that affect the development of cognitive abilities of schoolchildren. The results obtained can be used in the practice of teachers in organizing the process of teaching mathematics at school.
Key words: cognitive abilities; critical thinking; components of critical thinking; mathematics; methods of teaching mathematics; methods of mathematics at school; educational process; teaching methods; mathematics lessons; schoolchildren; mathematical problems; problem situations

Для цитирования:

Воронина, Л. В. Роль критического мышления в развитии когнитивных способностей обучающихся в процессе обучения математике / Л. В. Воронина, Т. С. Озерова, М. А. Галагузова, А. А. Симонова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 80-87.

For citation

Voronina, L. V., Ozerova, T. S., Galaguzova, M. A., Simonova, A. A. (2025). The Role of Critical Thinking in the Development of Cognitive Abilities of Students in the Process of Learning Mathematics // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 80-87.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.