Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена концепция формирования «цифрового» профиля выпускника педагогического вуза естественно-научного направления подготовки с позиции компетентностного подхода. Рассмотрено понятие цифрового профиля в разрезе формирования компетенций. Приводится авторская трактовка понятия «цифрового» профиля как системы цифровых компетенций, которыми должен овладеть выпускник вуза в дисциплинарной связи с новейшими технологиями. Подчеркивается необходимость рассмотрения цифровых компетенций во взаимосвязи с цифровыми инструментами, которые осваиваются при выполнении учебных задач в рамках изучаемых профильных и специализированных курсов. Дается определение понятия «цифровой инструмент» с примерами. Выделяются два класса цифрового инструментария: аппаратный и программный. В программном инструментарии определены классы инструментов общего и специального назначения, выделены конкретные инструменты для педагога. На основе предложенной модели «сопоставления дисциплины и компетенций по учебному плану с цифровым инструментом» проиллюстрирован фрагмент учебного плана. Приведена аналитика полученных данных, на основе которой авторы статьи делают выводы о необходимости включения во все дисциплины профильной подготовки специализированных учебных заданий, направленных на освоение или использование цифровых инструментов. Предлагается несколько примеров заданий на использование цифрового инструмента. Авторы полагают, что овладение цифровыми инструментами позволит сформировать цифровые компетенции, система которых составляет «цифровой» профиль. Результаты приведенного исследования могут стать основой для описания целостного профиля выпускника.
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; выпускники вузов; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; цифровой профиль; цифровые инструменты; естественно-научный профиль; цифровые компетенции; понятийный аппарат
Abstract: The article presents the concept of forming a “digital” profile of a graduate of a pedagogical university with a natural science profile from the standpoint of a competence-based approach. The concept of a digital profile is considered in the context of competencies formation. The author’s interpretation of the concept of a “digital” profile is given as a system of digital competencies that a university graduate should master in disciplinary connection with the latest technologies. The need to consider digital competencies in connection with digital tools that are mastered when performing educational tasks within the framework of the studied specialized and profile courses is emphasized. The definition of the concept of “digital tool” with examples is given. Two classes of digital tools are distinguished: hardware and software. In the software tools, classes of general-purpose and special-purpose tools are defined, specific tools for a teacher are highlighted. Based on the proposed model of “comparison of discipline and competencies according to the curriculum with a digital tool”, a fragment of the curriculum is illustrated. The analysis of the obtained data is presented, on the basis of which the authors of the article draw conclusions about the need to include specialized educational tasks aimed at mastering or using digital tools in all disciplines of profile training. Several examples of tasks for using a digital tool are offered. The authors believe that mastering digital tools will allow forming digital competencies, the system of which constitutes a “digital” profile. The results of the presented study can become the basis for describing a holistic profile of a graduate.
Key words: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; university graduates; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; digital profile; digital tools; natural science profile; digital competencies; conceptual apparatus

Для цитирования:

Сардак, Л. В. «Цифровой» профиль выпускника естественно-научных педагогических направлений подготовки / Л. В. Сардак, Н. Л. Абрамова, Е. А. Югова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 271-278.

For citation

Sardak, L. V., Abramova, N. L., Yugova, E. A. (2025). “Digital” Profile of a Graduate of Natural Science Pedagogical Training Directions // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 271-278.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.