Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Основные социокультурные функции образования связаны с решением задачи социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специального социального опыта. Уровни социокультурного воспроизводства напрямую связаны с содержанием уровней образования в культуре. Принятие тезиса, что образование есть фактор социокультурного воспроизводства, диктует принятие того, что для анализа происходящих в современном образовании событий необходимо сначала представить изменения самой культуры. Сегодня образование выполняет своеобразную роль детерминанта изменений в обществе. Однако педагогическая мысль, во многом остающаяся на позициях теории и методологии середины ХХ в., не спешит принимать исследовательские новшества. Педагогическая культурология ставит цели изменения сущностных сторон и функционирования системы образования в целом с опорой на изучение социодинамических программ развития последней в социально-культурном пространстве. Одним из концептуальных подходов педагогической культурологии видится теория социодинамики культуры П. А. Сорокина, позволяющая провести анализ развития системы образования как составляющей социально-культурного воспроизводства. Сочетание педагогической культурологии и теории социодинамики культуры как многомерного исследовательского инструмента обеспечивает возможность задействовать большее количество «пространственных координат» культуры. Однако в структуре такового исследования необходимо выделить специфический структурообразующий узел – педагогический модус. На основе модели социокультурного воспроизводства и вытекающего из нее определения педагогического модуса можно провести теоретический анализ эволюции механизмов социокультурного воспроизводства. С помощью данного анализа выделяются основные парадигмальные координаты современного образования. Введение в понятийный аппарат педагогической науки термина «педагогический модус» и его всестороннее исследование открывает широкие творческие возможности развития и образовательной теории, и ее практической реализации. Анализируя модель педагогического модуса, уже сегодня можно сделать первые выводы по трансформации педагогических модусов в ближайшем будущем и, соответственно, предложить наиболее предпочтительные направления их регулирования.
Ключевые слова: Социокультурное воспроизводство; методология исследований; постнеклассическая наука; педагогическая культурология; педагогический модус.

Для цитирования:

Жукова, Е. Д. Методология исследования современного образования как фактора социокультурного воспроизводства / Е. Д. Жукова // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С. 151-155.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.