Вам может быть интересно:
Архив журнала
Моделирование процесса обучения дискуссионному общению на русском языке как неродном
- 509
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассматриваются различные формы диалога: неконвенциональные, малопродуктивные, связанные с неприятием позиции собеседника, отстаиванием своей точки зрения как единственно верной (полемика, диспут, прения, дебаты), и конвенциональные (обсуждение, дискуссия). Дискуссия – это честное сопоставление точек зрения по актуальным вопросам. За каждым обсуждением должны стоять интересы дела, а не личные симпатии и антипатии. Принципиальный участник дискуссии заботится не столько о личной победе, сколько о победе истины. Важными для ведения дискуссии являются умения аргументации и контраргументации. Представлены сущностные характеристики дискуссионного общения, определена его роль в адаптации будущих специалистов к социуму, кратко описываются основные блоки модели обучения дискуссионному общению, которая состоит из концептуального, мотивационно-целевого, содержательно-технологического и результативно-рефлективного компонентов. Показаны результаты опытно-экспериментального обучения дискуссионному общению на основе разработанных критериев: умение студентов соблюдать логико-структурную связность; использование студентами метакоммуникативных средств; умение аргументировать свою позицию и вести дискуссию. Автором использован метод корреляционного анализа (коэффициент корреляции Стьюдента). Сделаны выводы о том, что предложенная структурносодержательная модель дает возможность эффективно обучать дискуссионному общению. Студенты экспериментальных групп продемонстрировали способность высказывать глубокие аргументированные суждения об обсуждаемой проблеме, умение формулировать свою точку зрения и отстаивать ее.
Ключевые слова: Дискуссионное общение; модель обучения дискуссионному общению; диалог; аргументация; логико-структурная связность высказывания.
Для цитирования:
Арыпбекова, Д. Д. Моделирование процесса обучения дискуссионному общению на русском языке как неродном / Д. Д. Арыпбекова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №5. – С. 82-87.