Файл статьи: PDF
Аннотация: Объем информации, получаемой в современном мире, требует логической интерпретации, основанной на критическом мышлении, для эффективного решения задач. Это означает, что современное образование должно быть направлено на развитие аргументативных умений, создание эффективных педагогических условий для развития у старшеклассников навыков аналитического мышления. Преимущество иноязычных аргументационных навыков состоит в том, что они систематизируют структуру логических суждений через когнитивные процессы, позволяя участникам правильно и уместно использовать иностранный язык для продуктивного рассуждения в диалоге (полилоге). Существующее в современном образовании противоречие между утверждением о том, что знания зависят от критического осмысления учебных дисциплин, и концентрацией внимания обучающихся на различных видах памяти и интуитивного мышления позволило автору статьи обозначить исследовательскую проблему – какова роль иноязычной аргументации в развитии критического мышления старшеклассников? Целью данного исследования является разработка образовательных технологий для развития у старшеклассников иноязычных аргументативных умений на основе их критических суждений. В качестве методологической основы исследования автор использует идеи отечественных логиков и философов о роли аргументации в постижении истины, что требует новаторских подходов к профессионально-методической подготовке педагогов новой формации. Организация и отбор фактов и идей, анализ, проверка и выдвижение гипотез, принятие обоснованных решений, а также разработка методов оценки мониторинга знаний для контроля уровня иноязычных аргументативных умений обучающихся изучались в работах зарубежных исследователей. Методы исследования представлены анализом научно-методической литературы по проблеме исследования. Основные результаты показаны при рассмотрении двух образовательных технологий (технологии сравнения и технологии выявления противоречий), анализе качества аргументации и степени вовлеченности обучающихся в дискуссионный процесс. Научная новизна полученных результатов заключается в обоснованности специфики иноязычной аргументации на основе критического мышления старшеклассников. Практическая значимость заключается в том, что передовые образовательные технологии овладения навыками иноязычной аргументации в диалоге (полилоге) могут быть применены на уроках, на внеурочных занятиях, а также на факультативах, способствуя формированию критического мышления. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в многоаспектности иноязычной аргументации при построении и вербализации аргументированных обоснований обучающихся. Проведенное исследование позволяет автору сделать вывод о том, что внедрение иноязычной аргументации, основанной на активизации критического мышления, на уроках иностранного языка будет способствовать успешному профессиональному росту старшеклассников после окончания школы, став отправной точкой для их дальнейшего самосовершенствования
Ключевые слова: иноязычная аргументация; критическое мышление; иноязычные аргументативные умения; аналитические умения; полилог; старшеклассники; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в школе
Abstract: The amount of information received in the modern world requires logical interpretation based on critical thinking for efficient problem solving. It means that modern education should be aimed at developing argumentative skills, creating effective pedagogical conditions for developing high school students’ analytical reasoning skills. The advantage of foreign language argumentative skills is that they systematize the structure of logical judgments through cognitive processes, allowing the participants of the dialogue (polylogue) to use the foreign language correctly and appropriately for reasoning productively. The contradiction existing in modern education between the statement that knowledge depends on critical comprehension of academic disciplines and focusing on different kinds of memory and intuitive thinking, allowed the author to identify the research problem – what is the role of the foreign language argumentation which provides senior students’ critical thinking? The purpose of this study is to evolve the educational technologies for the development the senior students’ foreign language argumentative skills based on their critical judgments. For the methodological basis of the research, the author utilizes the ideas of the Russian logicians and philosophers about the role of argumentation in comprehension of truth, which requires the innovative approaches to the professional and methodological training the teachers of new formation. Organization and selection of the facts and ideas, analysis, hypothesizing, making informed decisions, as well as developing methods for assessing knowledge monitoring to control the students’ level of the foreign language argumentative skills have been studied in the works of foreign researchers. Research methods are presented by analysis of scientific and methodological literature on the research problem. The main results are shown by considering two educational technologies (technology of comparison and technology for identifying contradictions), analyzing the quality of the argumentative skills and degree of students’ involvement in the discussion process. The scientific novelty of the results lies in the validity of the specifics of the foreign language argumentation based on the senior students’ critical thinking. The practical significance is in the fact that the advanced educational technologies for mastering the skills of the foreign language argumentation in a dialogue (polylogue) could be applied in lessons, in extracurricular classes, as well as in elective courses contributing to the formation of critical thinking. The theoretical significance of the results includes the multidimensionality of the foreign language argumentation while constructing and verbalizing the students’ reasoned justifications. This study allows the author to conclude that the introduction of the foreign language argumentation based on the activation of critical thinking in the foreign language lessons would promote to high school students’ successful professional advancement after graduation from school, becoming the starting point for their further self-improvement
Key words: foreign language argumentation; critical thinking; foreign language argumentative skills; analytical skills; polylogue; high school students; foreign languages; methods of teaching foreign languages; methodology of foreign languages at school

Для цитирования:

Султанова, Я. Н. Иноязычная аргументация как фактор формирования критического мышления у старшеклассников / Я. Н. Султанова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 135-143.

For citation

Sultanova, Ya. N. (2023). Foreign Language Argumentation as a Factor of Shaping High School Students’ Critical Thinking // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 135-143.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.