Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования проблемы обучения будущих учителей русского языка созданию и использованию монолога-самопрезентации в условиях полиэтнической школы. Цель исследования состояла в том, чтобы разработать систему обучения приемам подготовки и выступлению с данной жанровой разновидностью речи. Методологической основой стали положения о взаимосвязи языка и культуры, о единстве теории и практики, положения теории речевого жанра, теории опыта самовыражения и самореализации, идеи и положения организации поликультурного (полиэтнического) образования. Обоснование исходных принципов и методов обучения строилось с учетом современных подходов к теории и практике обучения речи, в том числе коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Для разработки лингводидактической и психолого-педагогической основы обучения были проанализированы различные источники по вопросам обучения русскому языку, русскому языку как неродному, изучены речевые образцы педагогической речи в ситуации знакомства с классом, организованы наблюдения за учебным процессом, коммуникативно-педагогической деятельностью будущих и практикующих учителей, проведены с ними беседы. Научная новизна исследования заключается в уточнении понятия «монолог-самопрезентация», комплексной характеристике жанрообразующих признаков данного жанра, выделении профессиональных знаний и умений учителя, которые требуются для использования монолога-самопрезентации в условиях полиэтнической школы. В статье представлено содержание вузовских занятий, охарактеризован дидактический материал, который может быть применен в практике преподавания речеведческих дисциплин, предложена система заданий, способствующих формированию коммуникативно-жанровых умений. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости включения в вузовскую подготовку разработанной системы обучения. Обучение коммуникативным умениям, связанным с подготовкой и использованием монолога-самопрезентации в условиях полиэтнической среды, является профессионально востребованным в подготовке будущего учителя русского языка. Такая разновидность монолога привлекает внимание студентов, уже на практике они убеждаются в необходимости создавать высказывания, формирующие у обучающихся представление о личности учителя и развивающие интерес к изучению русского языка и культуры
Ключевые слова: педагогические монологи; монологи-самопрезентации; поликультурное общение; речевые жанры; обучение монологу-самопрезентации; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; учителя русского языка; полиэтнические школы
Abstract: The article presents the results of a study of the problem of teaching future teachers of the Russian language to create and use a monologue-self-presentation in a multiethnic school. The purpose of the study was to develop a system of teaching methods of preparation and performance with this genre variety of speech. The methodological basis was the provisions on the relationship between language and culture, on the unity of theory and practice, the provisions of the theory of the speech genre, the theory of the experience of self-expression and self-realization, the ideas and provisions of the organization of multicultural (polyethnic) education. The substantiation of the initial principles and methods of teaching was based on modern approaches to the theory and practice of speech teaching, including communicative-activity and personality-oriented approaches. Russian as a non-native language was analyzed in order to develop a linguodidactic and psychological-pedagogical basis of teaching, speech samples of monologue speech in the situation of acquaintance with the class were studied, observations of the educational process, communicative and pedagogical activities of future and practicing teachers were organized, individual conversations with teachers of the Russian language were conducted. The scientific novelty of the study consists in clarifying the concept of “monologue-self-presentation”, a comprehensive description of the genre-forming features of this genre, highlighting the professional knowledge and skills of the teacher that are required for the use of monologue-self-presentation in a multiethnic school. The article presents the content of university classes, describes the didactic material that can be used in the practice of teaching speech disciplines, offers a system of tasks that contribute to the formation of communicative and genre skills. The results of the study indicate the need to include the developed training system in university training. Teaching communicative skills related to the creation and use of a monologue-self-presentation in a multiethnic environment is professionally in demand in the preparation of a future teacher of the Russian language. This kind of monologue attracts the attention of students, and in practice they are convinced of the need to create statements that form students’ idea of the teacher’s personality and develop interest in learning the Russian language and culture
Key words: pedagogical monologues; self-presentation monologues; multicultural communication; speech genres; monologue-self-presentation training; student teachers; training of future teachers; Russian language teachers; multi-ethnic schools

Для цитирования:

Феоктистова, О. В. Обучение учителей русского языка созданию и использованию монолога-самопрезентации в условиях полиэтнической школы / О. В. Феоктистова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 177-186.

For citation

Feoktistova, O. V. (2023). Teaching Russian Language Teachers to Create and the Use of a Monologue-Self-Presentation in the Conditions of a Multiethnic School // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 177-186.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.