Файл статьи: PDF
Аннотация: В условиях быстро меняющегося и турбулентного мира актуальной задачей становится определение портрета будущего педагога как ориентира в подготовке кадров для современной сферы образования. Действующий в России федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования регламентирует операциональные компетенции профессиональной деятельности выпускников педагогических университетов и не касается многих личностных характеристик действующих и будущих педагогов, которые необходимо развивать в реалиях меняющегося мира. Целью работы является попытка переосмысления основных аксиологических и праксеологических основ портрета будущего педагога (выпускника педагогического университета) с учетом контекстов его жизнедеятельности и набора компетенций, необходимых ему и обществу. Рассмотрение различных аспектов портрета проведено с позиции целостности образа и интеграции составляющих универсального и вариативного компонентов. Для аргументации состава универсальных (унифицированных, присущих всем) и вариативных (уникальных) характеристик деятельности будущего педагога проведен анализ научных психолого-педагогических публикаций, относящихся как к общей роли университетов в социуме, так и к требованиям социума к компетенциям выпускников педагогического вуза. Компетенция коннективизма представлена в качестве ведущей составляющей портрета будущего педагога. Сделан вывод, что способность и умение выпускника педагогического университета строить и поддерживать на акмеологических ориентирах сеть межличностных и коллективных взаимосвязей с представителями разных профессий, социальных групп и статусов для организации совместной продуктивной деятельности позволяют не только адаптироваться к происходящим изменениям контекста его жизнедеятельности, но и в определенной мере этот контекст трансформировать
Ключевые слова: педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих педагогов; выпускники вузов; личностные характеристики; профессиональные характеристики; коннективизм; самостоятельность; агентность; лидерство; личностно-профессиональный портрет; ФГОС; федеральные государственные образовательные стандарты
Abstract: In a rapidly changing and turbulent world, it becomes an urgent task to determine the portrait of a future teacher as a guideline in training personnel for the modern field of education. The federal state educational standard of higher education in force in Russia regulates the operational competencies of the professional activities of graduates of pedagogical universities and does not concern many personal characteristics of current and future teachers, which need to be developed in the realities of a changing world. The aim of the work is an attempt to rethink the basic axiological and praxeological foundations of the portrait of a future teacher (a graduate of a pedagogical university), taking into account the contexts of his life and the set of competencies necessary for him and society. Consideration of various aspects of the portrait is carried out from the perspective of the integrity of the image and the integration of the components of the universal and variable components. To substantiate the composition of universal (unified, inherent to all) and variable (unique) characteristics of the future teacher’s activity, an analysis of scientific psychological and pedagogical publications related both to the general role of universities in society and to the requirements of society for the competencies of graduates of a pedagogical university is carried out. The competence of connectivism is presented as a leading component of the portrait of a future teacher. It is concluded that the ability and ability of a graduate of a pedagogical university to build and maintain a network of interpersonal and collective relationships with representatives of different professions, social groups and statuses on acmeological guidelines for organizing joint productive activities allows not only to adapt to the ongoing changes in the context of his life, but also, to a certain extent, transform this context
Key words: pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; university graduates; personal characteristics; professional characteristics; connectivism; independence; agency; leadership; personal and professional portrait; federal state educational standards

Для цитирования:

Нерадовская, О. Р. Личностно-профессиональный портрет будущего педагога / О. Р. Нерадовская, В. А. Стародубцев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №1. – С. 117-129.

For citation

Neradovskaya, O. R., Starodubtsev, V. A. (2024). Personal and Professional Portrait the Future Teacher // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №1. – P. 117-129.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.