Файл статьи: PDF
Аннотация: Аргументируется и раскрывается специфика моделирования процесса обучения студентов горных специальностей умениям аудирования иноязычной речи профессиональной направленности. Рассмотрены средства и методы развития умений аудирования, а также стратегии обучения аудированию иноязычной речи, с учетом специфики профессионально ориентированного общения в колледже. Рассматриваемое понятие «аутентичный аудиотекст» выступает как основной компонент модели обучения. Основополагающими методами исследования выступили анализ научно-методической литературы, освещающей проблемы обучения умениям и навыкам аудирования иноязычной речи в контексте профессионально направленного обучения, особенностям и трудностям восприятия иноязычной речи на слух, метод моделирования. Разработанная в рамках данного исследования функциональная модель представляет целостную систему взаимосвязанных, взаимодополняемых компонентов: мотивационного (цели обучения иноязычному общению: познавательная, практическая), методологического (принципы и условия обучения восприятию иноязычной речи на слух), содержательного (компоненты содержания обучения аудированию иноязычной речи), деятельностного (этапы работы с аудиотекстами, средства, методы и формы обучения), контрольно-оценочного (методы оценки уровня сформированности умений аудирования, методы коррекции, методы контроля и самоконтроля). Представленная дидактическая модель обеспечивает иерархичность, системность и целостность ее компонентов, объединенных частной и глобальной целями обучения иноязычному профессионально направленному общению в колледже. Отмечается, что успешность развития умений аудирования обучающихся горных специальностей обусловлена минимизацией трудностей восприятия иноязычной речи на слух, реализацией стратегий работы с аутентичным дискурсом, учитывая психофизиологические механизмы восприятия аутентичного текста. Модель обучения, рассмотренная в рамках данной статьи, представляется как основа разработки методики обучения студентов горных специальностей умениям и навыкам аудирования профессионально направленного дискурса
Ключевые слова: иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; модели обучения; образовательный процесс; стратегии работы с аудиотекстом; аутентичность; принципы обучения; студенты; колледжи; горные специальности; умения аудирования; аудирование; иноязычные аудиотексты; профессионально ориентированное обучение
Abstract: The article discusses and reveals the specificity of modeling the process of teaching students of mining specialties the skills of listening to foreign language speech for professional communication. The means and methods of developing listening skills, strategies for working with audiotext in professionallyoriented context. The considered concept “authentic audio text” acts as the main component of the teaching model. The fundamental methods of the research are: the analysis of scientific and methodological literature covering the problems of teaching foreign language listening skills in the context of professionally oriented training, peculiarities and difficulties of listening comprehension of foreign language speech, modeling method. The functional model developed in the framework of this study is an integral system of interrelated, complementary components: motivational (aims of teaching foreign language communication: cognitive, practical), methodological (principles and conditions of teaching listening comprehension of foreign language speech), content (components of teaching listening comprehension of foreign language speech), operational (stages of work with audio texts, means, methods and forms of teaching), controlling and evaluation. (methods of assessing the level of formed listening skills, methods of correction, methods of control and self-control). The presented didactic model provides hierarchy, systematicity and integrity of its components, united by private and global goals of teaching foreign-language professional-directed communication in college. It is noted that the success of the development of listening skills of students of mining specialties is conditioned by minimizing the difficulties of listening comprehension of foreign language speech, implementation of strategies of work with authentic discourse, taking into account the psychophysiological mechanisms of perception of authentic text. The model of training, considered within the framework of this article, is presented as the basis for methodological developing means for teaching students of mining specialties the skills and abilities to listen professionally oriented discourse
Key words: foreign languages; methods of teaching foreign languages; learning models; educational process; strategies for working with audio text; authenticity; principles of learning; students; colleges; mining specialties; listening skills; listening; foreign language audio texts; professionally oriented training

Для цитирования:

Новожилова, Е. Г. Модель обучения студентов горных специальностей умениям аудирования иноязычных аудиотекстов профессиональной направленности / Е. Г. Новожилова, Н. Н. Сергеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2024. – №3. – С. 314-323.

For citation

Novozhilova, E. G., Sergeeva, N. N. (2024). Model of Teaching Students of Mining Specialties Listening Comprehension of Professionally Oriented Foreign Language Audiotexts // Pedagogical Education in Russia. – 2024. – №3. – P. 314-323.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.