Файл статьи: PDF
Аннотация: Авторы статьи рассматривают государственно-общественные отношения в системе среднего профессионального образования, в которой за последние несколько лет было обнаружено немало проблем. Среди них особо выделяются дефицит квалифицированных кадров, несогласованность образовательных программ и требований работодателей, несоответствие качества подготовки выпускников реальным производственным запросам, динамичная трансформация рынка труда, несоответствие инфраструктуры современным требованиям, излишняя бюрократизация системы образования. На основе анализа проблем среднего профессионального образования, а также социологического исследования, в ходе которого были изучены мнения более 8 500 респондентов, авторами статьи очерчены контуры государственной политики в России по повышению рентабельности системы среднего профессионального образования, разработаны предложения для повышения качества подготовки кадров и специалистов среднего звена. Объект исследования: государственно-общественные отношения в системе среднего профессионального образования в Российской Федерации. Цель исследования: анализ системы среднего профессионального образования в Российской Федерации, разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Методология и методы: общенаучные методы, методы правовых исследований, социологические методы (опрос). Результаты исследования: осуществлен анализ действующих нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере среднего профессионального образования, на предмет соответствия общих направлений реформирования системы образования в России, в том числе по вопросам организации образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования, практической подготовки обучающихся, порядка проведения государственной итоговой аттестации, порядка заполнения, учета и выдачи документов по образованию и квалификации и их дубликатов и т. д.; на основе анализа официальной статистической информации за период с 2019 по 2023 годы о количестве и распределении по субъектам Российской Федерации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, подготовлена сводная база данных – «карта организаций СПО»; выявлены наиболее проблемные в плане состояния инфраструктуры организации среднего профессионального образования и регионы Российской Федерации; предложены решения для совершенствования рабочих процессов и продуктивности педагогической деятельности; оценен уровень профессиональной квалификации педагогов и определены потребности их компетентностного развития в организациях на основе анализа состояния кадрового потенциала организаций среднего профессионального образования в разрезе стажа работы, уровня и направления квалификации, соответствия их преподаваемым дисциплинам; на основе анализа нормативно-правового регулирования системы оплаты труда педагогов организаций среднего профессионального образования в различных регионах Российской Федерации выявлены различия и сходства в системе оплаты труда, включая дополнительные и компенсационные выплаты, надбавки, коэффициенты и льготы; разработаны предложения по совершенствованию законодательного регулирования системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Новизна результатов: указанные результаты экспертно-аналитического исследования направлены на приращение знаний как в теории, так и в практике в сфере нормативного правового регулирования системы среднего профессионального образования в Российской Федерации. Область применения результатов: информационно-аналитическая основа для принятия решений в сфере государственного регулирования развития среднего профессионального образования России. Рекомендации по внедрению результатов: в законотворческую деятельность, в деятельность Министерства просвещения Российской Федерации в целях совершенствования государственной образовательной политики в сфере среднего профессионального образования в Российской Федерации. Значимость работы: результаты обеспечат совершенствование организации и нормативного правового регулирования вопросов подготовки кадров в системе среднего профессионального образования. Предположения о развитии объекта исследования: социально-экономические и технологические тренды современного развития дают основания предположить дальнейшую трансформацию системы среднего профессионального образования и модели его правового регулирования в контексте Education 5.0.
Ключевые слова: учреждения среднего профессионального образования; нормативно-правовое регулирование; инфраструктура образовательных организаций; подготовка кадров; уровень профессиональной подготовки; студенты; качество образования; образовательный процесс
Abstract: The authors of the article examine state-public relations in the system of secondary vocational education, in which many problems have been discovered over the past few years. Among them, the most prominent are the shortage of qualified personnel, the inconsistency of educational programs and employers’ requirements, the discrepancy between the quality of graduate training and real production demands, the dynamic transformation of the labor market, the discrepancy between the infrastructure and modern requirements, and excessive bureaucratization of the education system. Based on the analysis of problems of secondary vocational education, as well as a sociological study, during which the opinions of more than 8 500 respondents were studied, the authors of the article outlined the contours of state policy in Russia to increase the profitability of the secondary vocational education system, and developed proposals to improve the quality of training of personnel and mid-level specialists. Object of the study: state-public relations in the system of secondary vocational education in the Russian Federation. Objective of the study: analysis of the system of secondary vocational education in the Russian Federation, development of proposals for improving the normative legal regulation of the system of secondary vocational education in the Russian Federation. Methodology and methods: general scientific methods, methods of legal research, sociological methods (survey). Results of the study: an analysis of the current regulatory legal acts containing mandatory requirements in the field of secondary vocational education was carried out for compliance with the general directions of reforming the education system in Russia, including on the issues of organizing educational activities under secondary vocational education programs, practical training of students, the procedure for conducting state final certification, the procedure for filling out, recording and issuing documents on education and qualifications and their duplicates, etc.; based on the analysis of official statistical information for the period from 2019 to 2023 on the number and distribution among the constituent entities of the Russian Federation of educational organizations implementing secondary vocational education programs, a consolidated database – “map of secondary vocational education organizations” was prepared; the most problematic secondary vocational education organizations and regions of the Russian Federation in terms of the state of their infrastructure were identified; solutions were proposed to improve work processes and the productivity of pedagogical activities; the level of professional qualifications of teachers was assessed and the needs of their competence development in organizations were determined based on the analysis of the state of the human resources potential of secondary vocational education organizations in terms of work experience, level and direction of qualifications, compliance with the disciplines taught; based on the analysis of the legal regulation of the system of remuneration of teachers of secondary vocational education organizations in various regions of the Russian Federation; differences and similarities in the remuneration system were identified, including additional and compensatory payments, allowances, coefficients and benefits; proposals were developed to improve the legislative regulation of the secondary vocational education system in the Russian Federation. Novelty of results: the specified results of the expert-analytical study are aimed at increasing knowledge both in theory and in practice in the sphere of normative legal regulation of the system of secondary vocational education in the Russian Federation. Scope of application of the results: information and analytical basis for decision-making in the sphere of state regulation of the development of secondary vocational education in Russia. Recommendations for the implementation of the results: in legislative activity, in the activities of the Ministry of Education of the Russian Federation in order to improve the state educational policy in the sphere of secondary vocational education in the Russian Federation. Significance of the work: the results will ensure the improvement of the organization and legal regulation of issues of training personnel in the system of secondary vocational education. Assumptions about the development of the object of study: socio-economic and technological trends of modern development give grounds to assume further transformation of the system of secondary vocational education and the model of its legal regulation in the context of Education 5.0.
Key words: institutions of secondary vocational education; legal regulation; infrastructure of educational organizations; personnel training; level of professional training; students; quality of education; educational process

Для цитирования:

Скрозникова, А. В. Государственно-общественные отношения в системе подготовки кадров: текущее состояние и перспективы развития / А. В. Скрозникова, Т. Ч. Будаева, Б. Т. Будаев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 74-99.

For citation

Skroznikova, A. V., Budaeva, T. Ch., Budaev, B. T. (2025). State-Public Relations in the System of Staff Training: Current State and Development Prospects // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 74-99.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.