Вам может быть интересно:
Архив журнала
Региональные творческие проекты обучающихся в дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
- 41
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Регионализация художественного образования – проблема, которая обсуждается сегодня многими исследователями и педагогами, утверждающими, что освоение обучающимися художественных особенностей региона проживания способствует расширению художественного опыта, становлению национального самосознания, пониманию уникальности художественного творчества местных мастеров. В этом плане огромным воспитательным и образовательным потенциалом обладает изобразительное искусство, освоение которого обучающимися в условиях детской художественной школы позволяет сформировать определенные технические навыки и одновременно воспитывать уважение к художественному творчеству своего региона. Одним из видов освоения изобразительного искусства в детской художественной школе является проектная деятельность, обеспечивающая взаимосвязь исследовательской и художественно-творческой работы обучающихся с последующей презентацией результатов на мероприятиях различного уровня. Цель статьи – раскрыть содержание комплекса творческих проектов на основе художественной культуры уральского региона для обучающихся детских художественных школ. Научная новизна статьи заключается в установлении структурного единства региональной тематики семи проектов комплекса и программы по предмету «Композиция станковая», обеспечивающего формирование композиционной грамотности у обучающихся детской художественной школы. Семь взаимосвязанных тем творческих проектов, представленных в комплексе, формируют в сознании и закрепляют в художественном опыте школьников целостное и многообразное представление об уральском регионе (ландшафт, флора и фауна, образ жизни людей, характерные профессии, фольклор, архитектура, декоративно-прикладное искусство и др.). Заданная тематика проектов обеспечивает единство идей, сюжетов, образов при вариативности их воплощения в индивидуальных продуктах художественно-творческой деятельности школьников. Практическая значимость статьи обеспечена описанием семи проектов комплекса «Сторона родная» с раскрытием содержания исследовательской и художественно-творческой деятельности, перечнем формируемых знаний, умений и навыков, характеризующих композиционную грамотность обучающихся. По результатам апробации комплекса проектов «Сторона родная» в Красноуфимской районной детской школе искусств сделаны выводы о его достоинствах и о зонах риска. Материалы статьи могут быть непосредственно использованы педагогами детских художественных школ и детских школ искусства уральского региона или взяты за основу для разработки аналогичных проектов на материале культуры других регионов для учреждений системы дополнительного образования детей и юношества.
Ключевые слова: художественное образование; региональное образование; метод проектов; проектная деятельность; творческие проекты; дополнительные общеобразовательные программы; изобразительное искусство; изобразительная деятельность; детские художественные школы; художественная культура
Abstract: Regionalization of art education is a problem that is discussed today by many researchers and teachers who claim that the development of artistic features of the region of residence by students contributes to the expansion of artistic experience, the formation of national self-awareness, and an understanding of the uniqueness of the artistic creativity of local artists. In this regard, fine art has enormous educational and upbringing potential; its development by students in the conditions of a children’s art school allows them to form certain technical skills and, at the same time, foster respect for the artistic creativity of their region. One of the types of mastering fine arts in children's art schools is project activities that ensure the interconnection of research and artistic and creative work of students with the subsequent presentation of the results at events of various levels. The purpose of the article is to reveal the content of a complex of creative projects based on the artistic culture of the Ural region for students of children’s art schools. The scientific novelty of the article lies in establishing the structural unity of the regional themes of seven projects of the complex and the program for the subject “Easel Composition”, ensuring the formation of compositional literacy in students of children’s art schools. Seven interrelated themes of creative projects presented in the complex form in the consciousness and consolidate in the artistic experience of schoolchildren a holistic and diverse idea of the Ural region (landscape, flora and fauna, people’s way of life, typical professions, folklore, architecture, arts and crafts, etc.). The given themes of the projects ensure the unity of ideas, plots, images with the variability of their embodiment in individual products of artistic and creative activity of schoolchildren. The practical significance of the article is provided by the description of seven projects of the “Native Side” complex with the disclosure of the content of research and artistic and creative activities, a list of the formed knowledge, skills and abilities that characterize the compositional literacy of students. Based on the results of testing the “Native Side” project complex in the Krasnoufimsk District Children’s Art School, conclusions were made about its advantages and risk zones. The materials of the article can be directly used by teachers of children’s art schools and children’s art schools of the Ural region or taken as a basis for developing similar projects based on the culture of other regions for institutions of the additional education system for children and adolescents.
Key words: art education; regional education; project method; project activities; creative projects; additional general education programs; fine arts; fine arts; children’s art schools; artistic culture
Для цитирования:
Фомина, И. В. Региональные творческие проекты обучающихся в дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства / И. В. Фомина, Н. Ю. Перевышина, Н. Г. Тагильцева, Н. А. Завьялова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 241-249.
For citation
Fomina, I. V., Perevyshina, N. Yu., Tagiltseva, N. G., Zavyalova, N. A. (2025). Regional Creative Projects of Students in the Additional Pre-professional General Education Program in the Field of Fine Arts // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 241-249.