Вам может быть интересно:
Архив журнала
Конструирование методов активизации учебной деятельности учащихся при изучении математики с помощью нейросетевых инструментов
- 136
- Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Условием обеспечения высокого качества результатов обучения является активность учащегося в процессе усвоения учебной информации. Следовательно, активизация учебно-познавательной деятельности оказывается важной задачей для всех учителей-предметников, однако она приобретает особую значимость для преподавателей математики и естественно-научных дисциплин в силу принятого в 2024 г. Правительством РФ плана мероприятий по повышению качества образования по этим направлениям. Обеспечение активизации невозможно без применения цифровых инструментов, из которых в настоящее время перспективными представляются нейросетевые технологии, в частности системы генеративного искусственного интеллекта. В статье обосновывается возможность рассмотрения метода активизации как алгоритма, в котором представлены деятельность преподавателя, деятельность учащегося и искусственный интеллект как инструмент их деятельности. Для описания методов оказывается удобным представление с использованием UML-подобных диаграмм деятельности. Выделяются конечные количества схем организации учебной деятельности и вариантов действий учителя и учащихся при использовании искусственного интеллекта – их комбинирование позволяет конструировать различные методы активизации. Представлены примеры конструирования нескольких методов активизации для школьного курса математики. В заключение отмечается, что предложенный подход инвариантен относительно содержания и, следовательно, может быть использован учителями других (помимо математики) дисциплин. Отмечается также актуальность целенаправленной подготовки будущих учителей к применению искусственного интеллекта в их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: математика; методика преподавания математики; методика математики в школе; образовательный процесс; учебно-познавательная деятельность; активизация учебно-познавательной деятельности; школьники; активные методы обучения; UML-подобные диаграммы; нейросети; нейросетевые инструменты; искусственный интеллект; информационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда
Abstract: The condition for ensuring high quality of learning outcomes is the student’s activity in the process of learning information. Consequently, the activation of learning and cognitive activity is an important task for all subject teachers, however, it becomes especially important for teachers of mathematics and science disciplines due to the action plan adopted in 2024 by the Government of the Russian Federation to improve the quality of education in these areas. It is impossible to ensure revitalization without the use of digital tools, of which neural network technologies, in particular, generative artificial intelligence systems, are currently promising. The article substantiates the possibility of considering the method of activation as an algorithm in which the teacher’s activity, the student’s activity and artificial intelligence as a tool of their activity are presented. To describe the methods it turns out convenient to represent them using UML-like activity diagrams. A finite number of schemes for organizing learning activities and variants of teacher and student actions when using artificial intelligence are identified – their combination allows constructing different methods of activation. Examples of designing several methods of activation for a school course of mathematics are presented. In conclusion, it is noted that the proposed approach is invariant with respect to the content and, therefore, can be used by teachers of other disciplines (besides mathematics). The relevance of purposeful training of future teachers to use AI in their professional activity is also pointed out.
Key words: mathematics; methods of teaching mathematics; methods of mathematics at school; educational process; educational and cognitive activity; activation of educational and cognitive activity; schoolchildren; active learning methods; UML-like diagrams; neural networks; neural network tools; artificial intelligence; information technology; informatization of education; information educational environment
Для цитирования:
Стариченко, Б. Е. Конструирование методов активизации учебной деятельности учащихся при изучении математики с помощью нейросетевых инструментов / Б. Е. Стариченко, П. Г. Безбородова, Е. А. Софрыгина, Г. М. Шоева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 43-55.
For citation
Starichenko, B. E., Bezborodova, P. G., Sofrygina, E. A., Shoeva, G. M. (2025). Designing Methods for Enhancing Students’ Learning Activities in Mathematics Through the Use of Neural Network Tools // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 43-55.