Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье поднимается проблема оценки уровня социальной напряженности в образовательной среде школы. Авторам статьи представляется возможным в решении этой проблемы рассмотреть соотношение представлений родителей (законных представителей) обучающихся о целях школьного образования и оценки родителями степени их выполнения школами. Цель исследования состоит в выявлении уровня социальной напряженности в образовательной среде школы в контексте представлений родителей (законных представителей) о целевых ориентирах школы в обучении и воспитании. На первом этапе исследования произведен сбор эмпирических данных с применением онлайн-анкеты для родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций. На втором этапе исследования были проанализированы полученные данные с применением методов математической обработки результатов, что позволило выявить, что родители выделяют основными целями школьного образования подготовку к поступлению в средние специальные или высшие учебные заведения и социализацию. Несмотря на высокую оценку важности этих целей, менее половины родителей считают, что школа успешно справляется с указанными задачами, что выступает одним из ключевых факторов социальной напряженности между родителями и образовательными организациями. Результаты проведенного исследования могут стать основой для дальнейшего более глубокого анализа ожиданий родителей и их соответствия реальному состоянию школьного образования, а также сопоставления с точками зрения педагогического сообщества. Применение комплексного исследовательского подхода позволит выявить актуальные проблемные зоны и разработать эффективные стратегии их разрешения, способствующие формированию продуктивных отношений между семьей и школой.
Ключевые слова: социальная напряженность; общеобразовательные учебные заведения; образовательная среда школы; родители; ожидания родителей; представления родителей; качество школьного образования
Abstract: The article raises the problem of assessing the level of social tension in the educational environment of the school. In solving this problem, the authors of the article consider the relationship between the views of parents (legal representatives) of students about the goals of school education and parents’ assessment of the degree to which schools fulfill them. The purpose of the study is to identify the level of social tension in the school’s educational environment in the context of parents’ (legal representatives’) perceptions of the school’s educational and upbringing goals. At the first stage of the study, empirical data was collected using an online questionnaire for parents (legal representatives) of students in general education organizations. At the second stage of the study, the data obtained were analyzed using mathematical processing methods, which revealed that parents identify the main goals of school education as preparation for admission to specialized secondary or higher educational institutions and socialization. Despite the high assessment of the importance of these goals, less than half of parents believe that the school is successfully coping with these tasks, which is one of the key factors of social tension between parents and educational organizations. The results of the conducted research can become the basis for further in-depth analysis of parents’ expectations and their correspondence to the real state of school education, as well as comparison with the points of view of the pedagogical community. The use of an integrated research approach will help identify relevant problem areas and develop effective strategies for their resolution, contributing to the formation of productive relationships between family and school.
Key words: social tension; comprehensive schools; school educational environment; parents; parental expectations; parental perceptions; quality of school education

Для цитирования:

Лавров, А. С. Оценка социальной напряженности в образовательной среде школы в призме родительских представлений / А. С. Лавров, Е. Е. Андреева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 56-66.

For citation

Lavrov, A. S., Andreeva, E. E. (2025). Assessment of Social Tension in the Educational Environment of the School in the Prism of Parental Ideas // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 56-66.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.