Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обсуждается проблема формирования у обучающихся цифровой функциональной грамотности. Основу ее решения составляют современные представления о структуре и содержании грамотности этого вида. Целью исследования является уточнение этих представлений. В исследовании использованы преимущественно теоретические методы научного поиска: контент-анализ нормативных документов, ретроспективный и сравнительный анализы результатов научной работы ведущих ученых, моделирование компонентного состава цифровой грамотности с учетом современных тенденций развития цифровых инструментов и технологий. На основе изучения авторских моделей цифровой грамотности и моделей, закрепленных в отечественных и зарубежных официальных документах, выделены два подхода к их построению: инструментально-методологический и компетентностный. В статье раскрыты особенности этих подходов, показаны их образовательная значимость и взаимодополняющий функционал. В рамках каждого из подходов могут быть построены общие (универсальные) модели цифровой грамотности и специальные (частные), ориентированные на достижение менее общих образовательных целей. Указанные подходы составляют основу определения актуальных тенденций обновления моделей цифровой грамотности. Одной из таких тенденций является включение в состав цифровой грамотности компонентов, связанных с овладением обучающимися основами применения в учебной и профессиональной деятельности сквозных технологий. В статье приведен дополненный перечень актуальных на сегодня технологий этой группы, в котором в числе прочих обозначены цифровой моделинг и компьютерное моделирование как его базовая составляющая. Наличие прямых и опосредованных связей цифрового моделинга с компонентами цифровой грамотности является основанием для обновления ее структуры. Компьютерное моделирование как универсальный метод познания, технология и инструмент учебной и профессиональной деятельности следует рассматривать как необходимый компонент цифровой грамотности. Важным дополнительным аргументом этого уточнения являются требования современного рынка труда. Наличие опыта в области компьютерного моделирования и навыков работы с компьютерными симуляциями будет востребованным для специалистов широкого ряда профессий ближайшего будущего.
Ключевые слова: цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; цифровая функциональная грамотность; компьютерное моделирование; информационная грамотность; методика преподавания информатики; технологическая грамотность; сквозные цифровые технологии
Abstract: The article discusses the problem of the formation of digital functional literacy among learners. The foundation for addressing this issue lies in contemporary understandings of the structure and content of this type of literacy. The aim of the research is to clarify these understandings. The study primarily uses theoretical methods of scientific research, including content analysis of regulatory documents, retrospective and comparative analyses of research results from leading scholars, and modeling the component composition of digital literacy while considering modern trends in the development of digital tools and technologies. Based on the examination of authors’ models of digital literacy and models established in domestic and international official documents, two approaches to their construction are identified: the instrumental-methodological and the competence-based. The article reveals the features of these approaches and demonstrates their educational significance and complementary functions. Within each approach, it is possible to construct general (universal) models of digital literacy, as well as specific (particular) models aimed at achieving more specific educational goals. These approaches form the basis for identifying current trends in the renewal of digital literacy models. One of these trends is the inclusion of components in digital literacy related to learners’ mastery of the basics of using cross-cutting technologies in educational and professional activities. The article presents an updated list of currently relevant cross-cutting technologies, which includes digital modeling and computer modeling as its fundamental component. The existence of both direct and indirect links between digital modeling and the components of digital literacy provides a rationale for updating its structure. Computer modeling as a universal method of cognition, technology and а tool of educational and professional activity should be considered as a necessary component of digital literacy. An important additional argument for this clarification is the requirements of the modern labor market. Experience in computer modeling and skills in working with computer simulations will be in demand for specialists across a wide range of professions in the near future.
Key words: digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; digital functional literacy; computer modeling; information literacy; methods of teaching computer science; technological literacy; cross-cutting digital technologies

Для цитирования:

Оспенникова, Е. В. Цифровая функциональная грамотность: моделирование структуры и содержания, тенденции развития / Е. В. Оспенникова, Л. В. Моисеева, Е. А. Югова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 28-42.

For citation

Ospennikova, E. V., Moiseeva, L. V., Yugova, E. A. (2025). Digital Functional Literacy: Modeling Structure and Content, Development Trends // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 28-42.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.