Файл статьи: PDF
Аннотация: В условиях современного технологического общества вопросы безопасности жизнедеятельности приобретают особую значимость. Умения анализировать риски, принимать обоснованные решения и действовать адекватно в опасных ситуациях становятся ключевыми компетенциями не только для профессионалов в области безопасности, но и для студентов, изучающих физику и безопасность жизнедеятельности. Исследование направлено на выявление способов, с помощью которых реализуется междисциплинарный подход при интеграции знаний физики в содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», и на оценку влияния данного подхода на развитие критического мышления студентов. Основной целью исследования является выявление эффективных способов реализации интегративного подхода знаний физики в обучении студентов «Безопасности жизнедеятельности». Основная задача состоит в оценке эффективности использования междисциплинарного подхода в обучении студентов и его влияния на их критическое мышление и способность принимать обоснованные решения в опасных ситуациях. В исследовании использовался качественный анализ литературы и существующих образовательных практик в области интеграции дисциплин «Физика» и «Безопасность жизнедеятельности». Это позволило не только выявить успешные примеры, но и разработать новые стратегии, которые усиливают связь между теорией и практикой, а также способствует формированию безопасного и ответственного поведения студентов в реальных условиях жизни. Результаты исследования могут служить основой для дальнейших исследований в области междисциплинарного обучения и формирования компетенций студентов в естественно-научных дисциплинах. Авторы проанализировали актуальные исследования и образовательные материалы, а также провели опросы студентов – будущих учителей физики и математики, чтобы оценить уровень их готовности применять знания физики для решения задач безопасности. Организация исследования включала несколько этапов: сбор данных о существующих практиках, обобщение информации о безопасности на основе физических законов, разработка обучающих материалов и их апробация. Результаты показывают, что интеграция знаний физики и принципов безопасности жизнедеятельности способствует лучшему пониманию студентами возможных рисков и механизмов возникновения опасных ситуаций. Также было отмечено, что реализация междисциплинарного подхода развивает критическое мышление студентов, позволяя им принимать обоснованные решения с опорой на знания физики в нестандартных и опасных жизненных ситуациях. Исследование подтверждает важность взаимосвязи физики и безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе, что не только повышает уровень знаний студентов, но и способствует формированию безопасного образа жизни. Результаты исследования позволяют рекомендовать включать физические явления и основные законы, описывающие их, в содержание заданий, предлагаемых студентам при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Междисциплинарный подход может улучшить результаты освоения студентами как физики, так и безопасности жизнедеятельности, сформировать у них навыки критического мышления, необходимые для предотвращения опасных ситуаций.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; образовательный процесс; учебные дисциплины; безопасность жизнедеятельности; физика; физические законы; интеграция знаний; междисциплинарный подход
Abstract: In the conditions of modern technological society, the issues of life safety are of particular importance. The ability to analyze risks, make informed decisions, and act appropriately in dangerous situations are becoming key competencies not only for security professionals, but also for students studying physics and life safety. The research aims to identify ways in which an interdisciplinary approach is implemented when integrating physics knowledge into the content of the discipline “Life Safety”, and to assess the impact of this approach on the development of students’ critical thinking. The main purpose of the study is to identify effective ways to implement an integrative approach to physics knowledge in teaching students “Life Safety”. The main task is to evaluate the effectiveness of using an interdisciplinary approach in teaching students and its impact on their critical thinking and ability to make informed decisions in dangerous situations. The study used a qualitative analysis of the literature and existing educational practices in the field of integration of the disciplines “Physics” and “Life Safety”. This allowed not only to identify successful examples, but also to develop new strategies that strengthen the link between theory and practice, as well as contribute to the formation of safe and responsible behavior of students in real life. The results of the study can serve as a basis for further research in the field of interdisciplinary learning and the formation of students’ competencies in natural sciences. The authors analyzed current research and educational materials, and conducted surveys of students, future teachers of physics and mathematics to assess their willingness to apply their knowledge of physics to solve security problems. The organization of the study included several stages: collecting data on existing practices, summarizing information about safety based on physical laws, developing training materials and testing them. The results show that the integration of knowledge of physics and the principles of life safety contributes to a better understanding of possible risks and mechanisms of occurrence of dangerous situations by students. It was also noted that the implementation of an interdisciplinary approach develops students’ critical thinking, allowing them to make informed decisions based on their knowledge of physics in non-standard and dangerous life situations. The study confirms the importance of the relationship between physics and the safety of life in the educational process, which not only increases the level of knowledge of students, but also contributes to the formation of a safe lifestyle. The results of the study make it possible to recommend including physical phenomena and the basic laws describing them in the content of assignments offered to students in the study of the discipline “Life Safety”. An interdisciplinary approach can improve the results of students’ mastering knowledge of both physics and life safety, and develop critical thinking skills necessary to prevent dangerous situations.
Key words: higher education institutions; students; educational process; academic disciplines; life safety; physics; physical laws; knowledge integration; interdisciplinary approach

Для цитирования:

Интегративный подход в обучении студентов физике и безопасности жизнедеятельности / О. Р. Шефер, С. Ф. Лихачев, С. В. Крайнева, Т. Н. Лебедева, В. Е. Сидоров. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 230-238.

For citation

Shefer, O. R., Likhachev, S. F., Krayneva, S. V., Lebedeva, T. N., Sidorov, V. E. (2025). Integrative Approach to Teaching Students Physics and Life Safety // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 230-238.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.