Файл статьи: PDF
Аннотация: Настоящее исследование на примере Института Конфуция Уральского федерального университета направлено на изучение текущего состояния и путей оптимизации преподавания китайского языка в России. Используя комплекс методов, включая наблюдение уроков, анализ педагогической практики и изучение литературы, авторы системно исследовали ключевые проблемы, такие как недостаточная локализация учебных материалов и дисбаланс в структуре преподавательского состава. Результаты выявили отсутствие культурной адаптации и отставание от современных реалий в существующих учебниках, а также показали, что хотя модель «двух преподавателей» обладает синергетическими преимуществами, она сталкивается с такими вызовами, как высокая текучесть преподавателей и неравномерный уровень подготовки местных педагогов. Для решения этих проблем предлагаются три стратегии оптимизации: координация политики и институциональные гарантии, локализация ресурсов и обновление содержания, а также «двухколейная» система подготовки преподавателей. Выводы исследования демонстрируют, что посредством согласованных действий Китая и России в политической сфере, разработки локализованных учебных материалов и совершенствования системы подготовки преподавателей можно значительно повысить качество и устойчивость преподавания китайского языка в России.
Ключевые слова: китайский язык; методика преподавания китайского языка; образовательный процесс; методы обучения; учебные материалы; подготовка преподавателей; система совместного преподавания; межкультурная коммуникация
Abstract: This study, using the Confucius Institute at Ural Federal University as a case study, examines the current state and optimization pathways of Chinese language teaching in Russia. Employing a comprehensive methodology, including classroom observation, pedagogical practice analysis, and literature review, the authors systematically investigated key issues such as insufficient localization of teaching materials and imbalances in faculty structure. The findings reveal a lack of cultural adaptation and outdated content in existing textbooks, as well as the challenges faced by the “dual-teacher” model – despite its synergistic advantages – including high instructor turnover and uneven training levels among local educators. To address these issues, three optimization strategies are proposed: policy coordination and institutional safeguards, resource localization and content modernization, and a “dual-track” teacher training system. The study concludes that through coordinated Sino-Russian policy efforts, the development of localized teaching materials, and improvements in teacher training systems, the quality and sustainability of Chinese language education in Russia can be significantly enhanced.
Key words: Chinese language; Chinese language teaching methods; educational process; teaching methods; educational materials; teacher training; co-teaching system; intercultural communication

Для цитирования:

Чжан, Хайчао. Оптимизация путей развития преподавания китайского языка в России / Чжан Хайчао, Ван Пэйэнь. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 217-224.

For citation

Zhang, Haichao, Wang, Peien. (2025). Optimizing the Development Pathways of Chinese Language Teaching in Russia // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 217-224.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.